Обслуживание двигателя во время работы

Обслуживание двигателя во время работы должно производиться строго в соответствии с требованиями заводской инструкции, в кото­рой учитываются особенности данного двигателя.

Некоторые общие указания по уходу за двигателем состоят в следующем.

После пуска двигателя в ход необходимо осмотреть все доступ­ные части двигателя с целью проверки их действия. Во время работы

следует непрерывно и периодически наблюдать за двигателем, исполь­зуя контрольно-измерительные приборы. Нужно:

1.  Следить за нагрузкой двигателя, числом оборотов коленчатого вала и работой регулятора, не допуская длительной перегрузки двигателя (обычно не свыше 10%). В больших силовых установках для периодического контроля мощности и распределения ее по цилин­драм применяют индикатор для снятия индикаторных диаграмм или «гребенок» (наибольших давлений), а также пиметр — для изме­рения среднего давления по времени. Для определения наибольших давлений в цилиндрах иногда применяют максиметр.

Температура отработавших газов является показателем нагруженности двигателя и определяется по показаниям термометров, установленных на выпускных патрубках каждого цилиндра, или при помощи термопар и гальванометра с переключателем.

При полной нагрузке двигателя температура отработавших газов не должна выходить за пределы норм, указанных в заводской инструкции. Обычно этот предел:

для четырехтактных дизелей (без наддува)................................................. 450° С

для двухтактных дизелей............................................................................. 300° С

Для быстроходных двигателей температура отработавших газов несколько выше.

Окраска отработавших газов также дает возможность выяснить перегрузку двигателя в целом или по отдельным цилиндрам. Кроме того, окраска газов указывает на качество сгорания топлива. При номинальной нагрузке выходящие газы должны быть почти бесцвет­ными. Черный цвет (или темно-серый) указывает на неполное сгора­ние топлива, что характеризует перегрузку двигателя, ненормаль­ную работу топливной системы или системы продувки. При ненор­мальном цвете выхлопных газов путем поочередного кратковремен­ного открытия индикаторных кранов определяют дымящий цилиндр, а затем находят и при первой возможности устраняют причины дымления.

Нормальное эксплуатационное число оборотов следует поддер­живать по показанию тахометра. Повышение числа оборотов свыше нормального вызывает перегрузку двигателя. Число оборотов можно регулировать затяжкой пружин регулятора. При большом колебании числа оборотов необходимо немедленно выяснить и устранить его причину или остановить двигатель.

  1. Наблюдать за давлением и правильной подачей масла свое­временной чисткой фильтров. У двигателей с циркуляционной системой смазки необходимо следить за разностью давления масла до и после фильтра, для чего устанавливают в этих местах манометры.

При увеличении разности давления до определенного предела, согласно инструкции, масло переключают на другой парный фильтр» а работавший ранее вскрывается для чистки. При включении фильтра в работу из него выпускают воздух через воздушный кран. Снижение разности давлений до и после фильтра указывает на повреждение фильтра. В этом случае надо немедленно переключить поток масла на парную секцию фильтра, а поврежденный фильтрующий элемент заменить другим.

Один-два раза в смену следует проверить уровень масла в масло­сборнике и при необходимости добавлять масло в соответствии с мет­кой, нанесенной на маслоуказательном щупе.

Температура в циркуляционной системе смазки контролируется по термометрам, установленным до и после холодильника. Макси­мальная температура в системе смазки, а также перепад температур масла до и после холодильника должны укладываться в нормы, установленные заводской инструкцией.

Максимальная температура в системе смазки двигателей (до холо­дильника) 55—90° (предельно допустимая 95? С). Если при полном включении холодильника максимальная температура масла пре­высит норму, установленную инструкцией, необходимо устранить причину повышения температуры. Если повышенный нагрев масла не может быть устранен, необходимо остановить двигатель.

При внезапном уменьшении давления масла в циркуляционной системе следует выяснить причину и устранить. Если не удастся повысить давление масла до нормы, нужно двигатель остановить. При уходе за масляной системой необходимо систематически наблю­дать за движущимися частями, к которым масло не подается от цир­куляционной системы. Следует следить за работой капельниц, сма­зывающих колец при кольцевой смазке и пр.

В двигателях с картерной продувкой необходимо следить, чтобы в картере не скоплялось масло, так как возможен захват его про­дувочным воздухом в цилиндр. Это может привести к самопроизволь­ному повышению оборотов и разносу двигателя.

  1. Наблюдать за температурой охлаждающей воды, отрегулиро­вав подачу ее таким образом, чтобы температура выходящей из кры­шек цилиндров воды была в пределах 40—45? С при жесткой воде и при мягкой воде не превышала 70° С. При циркуляционном охла­ждении рекомендуется перепад температур воды К) 15° С.

Если по какой-либо причине температура выходящей воды ста­новится слишком высокой, то ни в коем случае нельзя резко увели­чивать подачу холодной воды. Увеличить подачу охлаждающей воды следует постепенно. Если увеличить подачу невозможно и темпера­тура выходящей воды не падает, следует снизить нагрузку двигателя или остановить его.

  1. Следить за нормальным поступлением топлива к топливным насосам (с помощью пробных краников), за чистотой фильтров, за уровнем топлива е расходных баках и периодически выпускать отстоявшуюся воду из расходных баков и фильтров. Периодически выпускать воздух из топливной системы.

5.  У двухтактных двигателей следить за давлением продувочного воздуха по ртутному U-образному манометру.

6.  Следить за давлением в баллонах. Нужно продувать (удалять масло, воду) пусковые баллоны при каждом заполнении, а рабочие баллоны (компрессорных дизелей) — через каждые 4—5 час. работы.

  1. Следует периодически производить обход двигателя и про­верять состояние всех доступных для осмотра частей. Путем ощупы­вания рукой крышек картера, расположенных против шатунных подшипников, можно примерно судить о степени нагрева различных шатунных подшипников. Нагревание щитов происходит вследствие отбрасывания на них горячего масла, вытекающего из указанных подшипников. Если подача масла в шатунные подшипники совсем прекратится, то крышки картера станут холодными.

Следует периодически проверять ощупыванием температуру кор­пуса и кожухов трущихся деталей двигателя (регулятора, привода распределительного вала и пр.).

При нагреве какой-либо части двигателя следует прежде всего усилить смазку, повышая по возможности давление масла. Если это не поможет, следует понизить нагрузку двигателя.

8.  Следует внимательно прислушиваться к стуку в цилиндрах, в приводах впускных и выпускных клапанов, в шестернях и топлив­ных насосах. В случае внезапного появления ненормальных стуков необходимо установить их место и причины. При быстром нараста­нии сильных стуков двигатель должен быть немедленно оста­новлен.

9.  У калоризаторных двигателей необходимо следить за степенью нагрева калоризатора, не допуская охлаждений и перегревов (дер­жать вишнево-красный накал).

При работе газогенераторной установки контролируется уровень топлива в газогенераторе и производится систематическая его загрузка. В зависимости от сорта и состава газифицируемого топлива через 2—3 часа очищают колосниковую решетку газогене­ратора. Уровень воды в испарителе поддерживают постоянным; температура газа после охлаждения в скруббере контролируется и регулируется путем изменения давления поступающей в скруббер воды. Разрежение в газовой магистрали контролируется пьезомет­рами. Температура газа по выходе из газогенератора поддерживается постоянной. Следует проверять поступление воды в скруббер, испа­ритель и зольник.

Щит управления и приборов дизелей Д6 и Д12

За последнее время для контроля за двигателем при его работе все большее применение получают дистанционные приборы непре­рывного контроля. У большинства быстроходных двигателей при­боры управления и контроля установлены на одном щитке (фиг. 169).

Контроль за работой двигателя необходимо отражать в журнале. В журнал нужно периодически записывать температуру охлаждаю­щей воды, масла, отходящих газов и топлива перед насосом (если топливо подогревается). Здесь должно фиксироваться давление циркуляционного масла до и после фильтра. Число оборотов двигателя также отображается в журнале. Запись в журнале производится обычно через каж­дый час.

Регистрация всех указанных данных дает возможность быстро определить состояние двигателя и обнаружить изменения в его работе. В журнале должно быть отведено место для подробного изложения неполадок, происхо­дящих во время работы двига­теля, их причин и принятых мер.