Примерно 60% тепла сжигаемого в двигателе топлива теряется с охлаждающей водой и отходящими газами.
Поэтому экономичность электростанции может быть повышена, если использовать это отбросное тепло. Практически проще всего воспользоваться теплом охлаждающей воды. Однако низкая температура этой воды ограничивает область ее применения (бани, прачечные и пр.). На фиг. 170 даны схемы использования охлаждающей воды при прямоточной и циркуляционной системе охлаждения.
На фиг. 170, а представлена прямоточная система снабжения потребителя горячей водой от двигателя. На фиг. 170, б дана также прямоточная система, но с разрывом струи. В этом случае горячую воду после двигателя направляют в резервуар. Для подачи ее к потребителю обычно необходим дополнительны насос. Только в отдельных случаях вода к потребителю может поступать самотеком.
На фиг. 170, в и г показаны две схемы циркуляционных систем охлаждения двигателя. В первой (фиг. 170, в) вторичная вода из теплообменника используется для снабжения горячей водой, во второй (фиг. 170, г) первичная вода из теплообменника используется для отопления.
При утилизации тепла отработавших газов область потребителей отбросного тепла значительно расширяется, так как температура этих газов во много раз выше температуры охлаждающей воды. На фиг. 171 представлена одна из возможных схем такого теплоиспользования. Здесь предусматривается отпуск потребителю пара, полученного в котле-утилизаторе, за счет тепла выхлопных газов с одновременным использованием охлаждающей воды для горячего водоснабжения.
Давление пара, которое можно получим, и котле-утилизаторе, зависит от температуры отработавших газом. Обычно это давление не превышает 4 ати. Благодаря тому, что температура входящих в котел газов сравнительно невысока (до 400- 500?), оголение поверхности нагрева котла не может вызвать аварий (взрыва).
Котлы-утилизаторы должны:
а) Быть компактными, удобными для расположения их м машинном помещении. Это расположение чаще всего обусловливается тем, что выпускные линии двигателей должны быть возможно более короткими и иметь минимальное число изгибов.
б) Допускать легкую очистку поверхностей нагрева с обеих сторон.
в) Иметь минимальное газовое сопротивление; повышенное сопротивление влечет понижение мощности двигателей и увеличение удельного расхода топлива.
По конструкции различают котлы-утилизаторы водотрубные (вода циркулирует внутри труб, а газы омывают трубы снаружи) и газотрубные (газы проходят внутри труб). Преимуществом водотрубных котлов является меньшая их поверхность нагрева при той же производительности, что и у газотрубных котлов.
Ряд конструкций котлов-утилизаторов разработан Научно-исследовательским дизельным институтом (НИДИ). В табл. 16 приведены данные некоторых из этих котлов. Для примера на фиг. 172 показан котелутилизатор НИДИ IV. Этот котел одноходовой, с поперечным потоком газов и шахматным расположением трубок. Он имеет две модификации, отличающиеся друг от друга высотой трубного пучка.
Все стационарные котлы-утилизаторы в отношении конструкции, прочности, оборудования и устройств должны удовлетворять «Правилам устройства, содержания и освидетельствования паровых котлов».
|