Помимо требований определенного расположения оборудования станции, позволяющего вести эксплуатацию при наличии минимального числа обслуживающего персонала, характер компоновки ДЭС определяется также устройствами для подготовки жидкого топлива.
По противопожарным нормам непосредственно в машинном помещении допускается размещение емкостей с топливом и маслом не белее 5 т. Обычно устройства для подготовки топлива (включая расходные баки) и установки для регенерации масел должны быть расположены в отдельном помещении, изолированном от машинного зала огнестойкой стеной без проемов. Так как один торец здания, как указывалось выше, должен быть свободным, то это помещение располагают в противоположном, постоянном торце здания электростанции. Здесь же размещаются устройства водоснабжения (водяные баки, насосы и пр.), а также служебные и вспомогательные помещения.

На фиг. 173 представлена принципиальная схема топливоснабжения, водоснабжения и использования тепла газов на ДЭС, работающей на тяжелом моторном топливе.
Топливо в цистернах 10 разогревается паром до температуры 30—50° С и по лоткам сливается в хранилища 11, где происходит первоначальный отстой воды и механических примесей. Отсюда топливо насосом подается в отстойники 8, где в течение 10—14.час. оно отстаивается. Из отстойников топливо обычно самотеком подается в суконные фильтры 7 и далее в расходные баки 5, откуда топливо направляется к двигателям 1. В течение всего пути топливо держится подогретым — при температуре 30—70° в зависимости от сорта топлива. Подогрев осуществляется паром от утилизационного котла, работающего на отходящих газах двигателя. Число отстойников, фильтров и расходных баков должно быть не менее двух (каждого наименования).
Схема предусматривает также установку хранилища 9 и расходного бака 6 для легкого топлива, которое используется для пуска двигателя. Перед остановкой двигателей также желателен их перевод на легкое топливо.
У всех резервуаров с топливом должны бы п. предусмотрены трубопроводы для слива отстоя. Кроме того, должен быть аварийный бак, обеспечивающий быстрый слив топлива и масла в случае пожара. Бак располагается вне станции, на расстоянии не менее 5 м от стен зданий под землей и имеет емкость, равную суммарной емкости топливных и масляных резервуаров, соединенных с баком трубопроводами. Часто аварийный бак разделен на два отсека — для топлива и для масла. Резервуары, имеющие емкость менее 250 л, можно не соединять с аварийным баком.
При работе бескомпрессорных дизелей со струйным распыливанием на тяжелом топливе желательно в рассмотренную схему включать между отстойниками и расходными баками центробежные сепараторы, производящие более совершенную очистку топлива, чем его фильтрация.
На той же фиг. 173 показана схема водоснабжения н охлаждения. Охлажденная в градирне 12 вода направляется в бак охлажденной воды 14. Предусмотрена подпитка водой по трубе 13. Из бака 14 вода насосом прокачивается через двигатель 1, откуда горячая вода идет в бак 15. Часть горячей воды направляется из бака для охлаждения в градирню 12, другая часть направляется в котел-утилизатор 2, работающий на отходящих газах двигателя. Получающийся пар идет для обогрева топливных устройств. Если котел-утилизатор не работает, пар поступает по трубам 3 из котельной. В схеме предусмотрен бак аварийного запаса охлаждающей воды 4, который должен располагаться на высоте 8—12 м от пола машинного помещения. Чтобы обеспечить самотечную подачу топлива к двигателям от расходных баков, последние должны располагаться на высоте 4—5 м от пола машинного зала. Соответственно выше должны быть расположены отстойники и фильтры. Поэтому помещение, примыкающее к постоянному торцу машинного зала, обычно представляет собой башню в 2—4 этажа (не считая подвала), высота которой определяется условием самотечной подачи топлива и необходимостью размещения бака аварийного запаса воды.
На ДЭС, пользующихся легким жидким топливом, топливная аппаратура может располагаться внутри машинного зала. Это объясняется тем, что в этом случае не требуется сложной подготовки топлива, и поэтому его количество не выходит обычно за пределы емкости, допустимой к размещению в машинном зале. Внутри машинного зала расходные баки для топлива и масла, а также другая аппаратура размещаются на кронштейнах по продольной стене со стороны управления двигателями или по стене постоянного торца машинного зала.
Все трубопроводы станции должны иметь присвоенную им окраску (сплошную, или в виде колец, нанесенных на основную окраску), показывающую назначение трубопровода. Согласно ГОСТу 564-8-51 для судовых систем трубопроводы жидкого топлива должны иметь коричневый цвет, масла — желтый, сжатого воздуха — голубой, охлаждающей воды — зеленый.


На фиг. 174 показан план и разрез ДЭС с двигателями мощностью 3 ? 360 = 1080 л. с., работающими на тяжелом топливе. Двигатели расположены параллельно друг другу, й их оси перпендикулярны оси машинного зала. Электрическое распределительное устройство располагается со стороны электрогенераторов, чем достигается наименьшая длина кабелей.
Котлы-утилизаторы типа НИДИ XI размещены в машинном зале. Машинный зал обслуживается однобалочным ручным краном грузоподъемностью 5 т.
Трехэтажная башня топливно-масляного хозяйства расположена со стороны постоянного торца здания. Первый этаж ее занят под механическую мастерскую, кладовую и частично под устройство для регенерации масла (по схеме контактной очистки отбеливающей землей). Устройства топливоподготовки размещаются на втором и третьем этажах. Кроме того, на третьем этаже расположен бак аварийного запаса воды.
К башне примыкает одноэтажное здание для двух вертикальных паровых котлов Шухова. В этой же пристройке размещается санузел. Вертикальные котлы Шухова поверхностью нагрева по 19,5 м2 с давлением пара 6 am служат резервом, а также используются для получения пара, идущего на подогрев топлива при сливе из железнодорожных цистерн. Питание котлов-утилизаторов и котлов Шухова производится конденсатом, собираемым в бак емкостью 1 м3. В качестве добавки к конденсату служит охлаждающая вода от двигателей. Подача воды в котлы осуществляется одним центробежным насосом и одним ручным насосом. Кроме того, котел Шухова можно питать с помощью парового насоса.
|