Устойчивостью систем автоматического регулирования называют их способность поддерживать заданный регулируемый режим работы системы с определенной точностью и восстанавливать его в случае нарушения.
Таким образом, об устойчивости системы регулирования можно судить по характеру свободного переходного процесса.
Система двигатель—регулятор является устойчивой, если появившееся при переходном процессе в результате случайного возмущающего воздействия отклонение ? регулируемого параметра от положения равновесия (? = 0) с течением времени стремится к значению, меньшему любого заданного. Из сказанного следует, что в устойчивой системе должны быть только сходящиеся переходные. процессы, и наоборот, неустойчивая система характеризуется наличием расходящегося (или несходящегося) переходного процесса в тех же условиях.
Следовательно, двигатель, оборудованный автоматическим регулятором, будет работать устойчиво только в том случае, если все корни характеристического уравнения (722) или (724) являются отрицательными действительными или комплексными сопряженными с отрицательной действительной частью. Наличие хотя бы одного положительного корня или положительной действительной части одной из пар комплексных сопряженных корней делает исследуемую систему регулирования двигателя неустойчивой.
Рассматривая действительные корни характеристического уравнения (724) в качестве частного случая комплексных сопряженных корней, все корни уравнения можно расположить на комплексной плоскости (рис. 250) с мнимой осью ординат и действительной осью абсцисс. В этом случае каждому корню на выбранной координатной плоскости соответствует вполне определенная точка, а сам корень изображается в виде вектора, длина которого является модулем комплексного числа, а угол наклона, отсчитанный от положительного направления действительной оси, — аргументом (или фазой).
Система автоматического регулирования устойчива только в том случае, если все точки, соответствующие корням характеристического уравнения, находятся в левой полуплоскости расположения корней (заштриховано).
К эксплуатации могут быть пригодны только те двигатели, системы автоматического регулирования которых являются устойчивыми на всех рабочих режимах, поэтому оценка системы на устойчивость является одной из первостепенных задач.
Устойчивость системы автоматического регулирования, оцененная с помощью линейных дифференциальных уравнений, называется устойчивостью в малом. При этом не рассматриваются границы отклонения параметров, и в частности регулируемого параметра ? от положения равновесия, а ставятся лишь условия достаточной малости этих отклонений.
Отказ от линеаризации характеристик приводит к нелинейным дифференциальным уравнениям.
Устойчивость системы регулирования без ограничения отклонений параметров получают, как правило, в результате исследования нелинейных дифференциальных уравнений. Такая устойчивость называется устойчивостью в большом.
Специальными исследованиями установлено, что по полностью линеаризованным уравнениям двигателя и регулятора можно не только правильно оценить устойчивость системы регулирования, но и в определенном (довольно большом) диапазоне отклонений параметров построить переходные процессы, хорошо согласующиеся с переходными процессами, полученными экспериментальным путем. Это свидетельствует о достаточной достоверности результатов анализа в малом и о практической их ценности. Однако необходимо отметить, что возможны случаи, когда система автоматического регулирования, устойчивая в малом, будет неустойчивой в большом.
|