При полной нагрузке, соответствующей нагрузочной характеристике 7 (рис. 26), регулятор поддерживает орган управления в положении полной подачи топлива, поэтому двигатель работает по скоростной характеристике 1.
Равновесный режим устанавливается в точке L. При сбросе нагрузки, т.е. при переходе на новую характеристику сопротивления, например 8, автоматический регулятор передвинет орган управления в положение меньшей подачи топлива, соответствующей, например, скоростной характеристике 2, и тогда новый равновесный режим установится в точке Е. При дальнейшем сбросе нагрузки регулятор будет выбирать другие частичные скоростные характеристики, которые обеспечат установление новых равновесных режимов в допустимых пределах изменения частоты вращения.
Следовательно, автоматический регулятор, перемещая орган управления, практически заменяет скоростные характеристики двигателя новыми, которые называются обычно регуляторными.
Для получения регуляторной характеристики достаточно соединить равновесные режимы L, Е и другие между собой кривой 9, как это выполнено на рис. 26.
Таким образом, регуляторными характеристиками двигателей внутреннего сгорания называются зависимости мощности Ne, крутящего момента М или среднего эффективного давления ре от частоты вращения n или угловой скорости ? коленчатого вала при различных положениях органа управления двигателем, устанавливаемых автоматическим регулятором в пределах от полной подачи топлива до подач холостого хода Ne = f (n); М = f (п); ре = f (п) или Ne = f (?); М = f (?); ре = f (?) при определенной (выбранной) настройке автоматического регулятора.
Под органом управления двигателем здесь понимается орган (рейка, дроссельная заслонка и др.), определяющий цикловую подачу топлива или смеси.
Следовательно, регуляторной характеристикой двигателя является совокупность установившихся (равновесных) режимов работы системы автоматического регулирования двигателя при различных нагрузках и при определенной настройке автоматического регулятора.
Регуляторная характеристика двигателя может быть построена, если известны скоростные характеристики двигателя при постоянных положениях рейки топливного насоса (см. рис. 23) и равновесные кривые регулятора (см. рис. 68).
Рассмотрим один из возможных графических методов построения регуляторных характеристик двигателя (рис. 234). С этой целью в квадранте I строят скоростные характеристики 1—4 двигателя при известных положениях рейки (hk = const). В квадранте III строят равновесные кривые 6—8 регулятора. В квадрантах II и III наносят прямые, характеризующие передаточные отношения механизмов, связывающих двигатель и регулятор.
После выбора равновесной кривой, например 7, на оси ординат в квадранте IV отмечают значения hk, соответствующие скоростным характеристикам двигателя (точки A, B, C и др.). Полученные точки проектируются на равновесную кривую (Ap, Bp, Cp), а затем на скоростные характеристики двигателя (Aд, Bд, Сд). Соединение полученных точек кривой и дает регуляторную характеристику двигателя.
Регуляторные характеристики двигателя при наличии пневматического регулятора показаны на рис. 113.
В зависимости от условий эксплуатации к форме регуляторных характеристик предъявляют различные требования. Характеристики 2—6 на рис. 85, 14—18 на рис. 113 или 6—9 на рис. 157 называются статическими, так как по мере уменьшения крутящего момента двигателя увеличивается угловая скорость. Уменьшение диапазона изменения угловой скорости в пределах одной регуляторной характеристики приближает статические характеристики к астатическим (см. кривые 2—6 на рис. 146).
Статизм регуляторной характеристики определяется степенью неравномерности ?. Для статических характеристик ? > 0, для астатических ? = 0.
Часто важны не только наклон регуляторной характеристики, но и ее форма. Отклонение регуляторной характеристики от прямолинейной формы оценивают степенью непрямолинейности
где пном — частота вращения при номинальном режиме работы двигателя (см. рис. 166).
При однорежимном регулировании регуляторные характеристики имеют вид, показанный на рис. 77, при двухрежимном — на рис. 82, при всережимном — на рис. 85, 86, 89, 113, 140,6, 146 и 157. Иногда при установке на главном судовом двигателе всережимного регулятора его включают в работу с программированным упором, который ограничивает перемещение рейки в сторону увеличения подачи топлива по мере уменьшения регулируемого скоростного режима (рис. 235).
Иногда всережимные регуляторы используют в качестве всережимно-предельных; тогда регуляторные характеристики принимают вид, показанный на рис. 236.
|