Наблюдения за эксплуатацией двигателей внутреннего сгорания показывают, что значительную часть их рабочего времени занимают такие режимы работы, которые являются следствием смены нагрузки со стороны потребителя энергии
(или других внешних условий) или воздействия на двигатель обслуживающего персонала. При таких режимах постоянство во времени значений тех или иных параметров, входящих в функциональную зависимость (6), нарушается и все они (или некоторые из них) меняют свои значения с течением времени.
Изменение во времени одного, нескольких или всех параметров, характеризующих работу двигателя, является единственным и исчерпывающим признаком появления в процессе эксплуатации так называемых неустановившихся режимов работы двигателя. Практика показывает, что неустановившиеся режимы часто занимают значительно больше рабочего времени двигателя (до 66— 80%), чем установившиеся режимы.
Основным признаком появления неустановившегося режима работы двигателя является нарушение условий статического равновесия (1)—(5) или любых других, аналогичных названным. В результате этого двигатель вырабатывает избыточное (или недостаточное) количество энергии или нарушается его тепловой баланс. Например, избыток (в алгебраическом смысле) энергии в виде крутящего момента М двигателя расходуется на изменение угловой скорости (о коленчатого вала двигателя и связанных с ним агрегатов, определяемое дифференциальным уравнением, написанным в соответствии с принципом д'Аламбера:

где J — приведенный момент инерции двигателя и связанных с ним агрегатов.
Нарушение теплового баланса в системе охлаждения двигателя приводит к изменению температурных показателей работы этой системы в соответствии с дифференциальным уравнением

где С — теплоемкость системы охлаждения двигателя.
Давление Рк воздуха во впускном коллекторе двигателя изменяется по закону, определяемому дифференциальным уравнением

где Vв — объем впускного коллектора; Тк — температура воздуха в нем; R — газовая постоянная.
Давление рг отработавших газов в выпускном коллекторе двигателя изменяется по закону, определяемому дифференциальным уравнением

где Vr — объем выпускного коллектора; Тr — температура отработавших газов в выпускном коллекторе; Rr — газовая постоянная отработавших газов.
Избыток крутящего момента Мт турбины турбокомпрессора приводит к раскрутке его ротора в соответствии с дифференциальным уравнением

где Jk — приведенный момент инерции ротора турбокомпрессора; ?к — его угловая скорость.
В связи с нарушением условий статического равновесия (1)— (4) или (5) и появлением в системе изменений, определяемые дифференциальными уравнениями (8)—(11) или (12) (и другими, подобными им), все (или некоторые) параметры, входящие в зависимость (6), при неустановившихся режимах получают приращения, и их значения становятся зависимыми от времени. В связр с этим зависимость (6) применительно к неустановившимся режимам работы двигателя должна быть дополнена координатор времени I и представлена в виде

Введение времени t в функциональную зависимость (13) свидетельствует о том, что определенные (числовые) значения параметров, входящих в эту зависимость, имеют смысл лишь для конкретно выбранного мгновения времени t. В зависимость (13), таким образом, должны входить мгновенные значения параметров, меняющихся во времени. Для неустановившихся режимов можно строить характеристики, аналогичные показанным на рис. 23 или 24, с той лишь разницей, что для каждой точки такой характеристики должно быть указано время, при котором получены значения параметров, определяющих точку этой характеристики. Следовательно, один неустановившийся режим соответствует только одному значению времени, и это обстоятельство является одним из основных признаков неустановившихся режимов, отличающих их от установившихся режимов.
Во многих случаях наибольший интерес при оценке неустановившихся режимов представляют не все параметры, входящие в функциональную зависимость (13), а только некоторые из них или один. Если таким параметром является, например, угловая скорость ? коленчатого вала, то говорят о неустановившемся скоростном режиме; если таким параметром является крутящий момент М, то говорят о неустановившемся нагрузочном режиме. При этом изменения во времени других параметров можно не рассматривать.
Приведенные выше признаки неустановившихся режимов подтверждаются сопоставлением уравнений статического равновесия (1)—(5), обусловливающих работу двигателя на установившихся режимах, с соответствующими уравнениями (8)—(12) динамического равновесия, обусловливающими появление неустановившихся режимов.
Действительно, если исследуемые параметры в уравнениях (8)—(10) не зависят от времени, то их производные, входящие в эти уравнения, оказываются равными нулю:

В этом случае уравнения (8)—(12) динамического равновесия, соответствующие неустановившимся режимам, превращаются в уравнения (1)—(5), соответствующие установившимся режимам работы двигателя.
Условия (14) могут встречаться и при неустановившихся режимах, но лишь для конкретных мгновений (значений) времени (например, при смене алгебраического знака производных).
|