Влияния выпускного коллектора на динамические свойства двигателя существенно различаются в зависимости от использованной на двигателе системы наддува.
Если двигатель работает без наддува или с приводным нагнетателем и без противодавления на выпуске отработавших газов (что обычно имеет место в наземных условиях эксплуатации), выпускной коллектор представляет собой канал отвода отработавших газов в атмосферу и самостоятельного значения в качестве элемента динамической системы не имеет.
При наличии системы газотурбинного наддува (см. рис. 18) параметры газа, находящегося в выпускном коллекторе 3, определяют режим работы газовой турбины 2 и, следовательно, всей системы наддува. В этом случае выпускной коллектор следует рассматривать в качестве самостоятельного динамического элемента. Режим работы выпускного коллектора, связывающего собственно двигатель 4 с турбокомпрессором, определяется соотношением между количеством отработавшего газа Gг, поступающего в единицу времени из цилиндров двигателя, и количеством газа Gт, проходящим через лопатки турбины.
Установившиеся режимы работы выпускного коллектора могут поддерживаться при выполнении условия (4) статического равновесия.
При нарушении установившегося режима работы составляющие уравнения (4) получат приращения ?Gг и ?Gт, в общем случае неравные между собой. Это приводит к изменению массы газа, сосредоточенной в данный момент в коллекторе, на dGr за элементарный интервал времени dt, причем
Количество газа, сосредоточенного в выпускном коллекторе,
Gr = Vr?т ,
где Vr — объем выпускного коллектора; ?т — плотность газа, сосредоточенного в нем.
Если сжатие или расширение газа во впускном коллекторе принять политропным, то
где рт — давление газа в выпускном коллекторе; пr — показатель политропы, принимаемый далее постоянным.
С учетом полученного выражения уравнение выпускного коллектора примет вид
Количество газа Gг, поступающего в выпускной коллектор, определяется количеством воздуха Gд использованного двигателем в единицу времени, и количество топлива
де gц — цикловая подача топлива.
Если учесть, что расход воздуха через двигатель определяется давлением наддува рк и угловой скоростью коленчатого вала ?, а на поступление отработавшего газа в выпускной коллектор влияет также давление газа рт в объеме этого коллектора, то
Разложение этой функциональной зависимости в ряд и последующая линеаризация дают
Расход газа через турбину определяется давлением газа в выпускном коллекторе рт и его температурой Тт.
Если двигатель оборудован регулируемым наддувом, на расход газа через турбину кроме названных параметров влияет положение hт лопаток соплового аппарата турбины (см. рис. 36), поэтому
В соответствии с этой зависимостью
Если учесть, что рт = рт0 + ?рт, где рт0 — давление газа в выпускном коллекторе при выбранном установившемся режиме, то подстановка соотношений (90) и (91) в уравнение (89) приводит последнее к виду
Для определения условий, обеспечивающих работу выпускного коллектора на установившихся режимах, необходимо совместить на одном графике статические характеристики Gг = f (pт) и Gт = f (pт) выпускного коллектора (рис. 41).
Равновесный режим обеспечивается в точке А при давлении газа в выпускном коллекторе рт0. Отклонение давления газа от этого значения, например, в сторону увеличения на ?рт приведет к росту расхода газа через турбину и снизит поступление газа в выпускной коллектор из цилиндров двигателя. Все это способствует снижению давления газа и, следовательно, восстановлению нарушенного установившегося режима в точке А. Чем больше сумма ?G = ?Gт + ?Gг при заданном отклонении ?рт, тем выше способность выпускного коллектора восстанавливать заданный равновесный режим работы.
В связи с этим в качестве параметра, характеризующего эту способность выпускного коллектора, выбрано отношение
называемое фактором устойчивости выпускного коллектора.
Так как при линеаризации характеристик
Производные, входящие в уравнение (92), могут быть представлены в виде суммы производных
где Gс — секундный расход топлива.
Так как Gc не зависит от давления наддува, а подача воздуха в цилиндры двигателя Gд не зависит от цикловой подачи топлива, то
С учетом выражения (93) и сделанных замечаний уравнению (92) можно придать вид
После перехода к относительным (безразмерным) координатам (33) и (62) и деления всех членов на коэффициент при ср уравнение будет иметь вид
характеризует инерционность выпускного коллектора, которая оказывается тем большей, чем больше объем Vr выпускного коллектора и меньше производные дGд / д? и дGс / д? характеризующие скорость изменения поступления газа в выпускной коллектор из цилиндров двигателя при изменении его скоростного режима.
Коэффициент самовыравнивания выпускного коллектора (безразмерный)
характеризует способность коллектора поддерживать заданный равновесный режим.
Коэффициент усиления по давлению наддува (безразмерный)
характеризует эффективность воздействия на выпускной коллектор изменения давления наддува.
Коэффициент усиления по цикловой подаче топлива (безразмерный)
характеризует эффективность воздействия на выпускной коллектор изменения цикловой подачи топлива. Коэффициент усиления
характеризует эффективность воздействия на выпускной коллектор изменения положения лопаток соплового аппарата турбины.
В операторной форме дифференциальное уравнение (93) запишется так:
Однако объем Vr впускного коллектора мало сказывается на его динамических свойствах, а числовое значение Тr значительно меньше числового значения коэффициента самовыравнивания kr. На основании сказанного во многих случаях можно пренебрегать объемом впускного коллектора (Vr ? 0) и принимать Тr = 0. В связи с этим уравнение (99) упростится и примет вид
Найденные таким образом уравнения (99) и (101) выпускного коллектора могут быть использованы для получения его передаточных функций.
Так, например, после деления всех членов уравнения на собственный оператор (100) уравнение (99) будет
Структурные схемы выпускного коллектора, соответствующие уравнению (102), показаны на рис. 42.
|