Режим работы впускного коллектора 8 (см. рис. 18) определяется соотношением количества воздуха Gд, расходуемого в единицу времени собственно двигателем, и количества воздуха Gа, поступающего в объем Vв впускного коллектора из окружающей среды (в двигателях без наддува), или Gк — из нагнетателя 1 (в двигателях с наддувом).
Установившийся режим работы коллектора может поддерживаться при выполнении условия (3) статического равновесия.
При нарушении установившегося режима работы составляющие уравнения (3) получают приращения ?Gд и ?Gк (в общем случае неравные между собой). Нарушение условия статического равновесия (3) приводит к изменению массы воздуха, сосредоточенной в коллекторе, на dG за элементарный интервал времени dt. Для дизеля с наддувом
где Vв — объем впускного коллектора (величина постоянная); ?к — плотность воздуха
Следовательно,
Сжатие (или расширение) воздуха во впускном коллекторе может быть принято политропным:
с постоянным показателем политропы пк. Дифференцированием можно найти связь приращений плотности и давления воздуха за элементарный интервал времени:
Если учесть полученные соотношения в уравнении (74), то оно примет вид
При невысоких давлениях наддува изменением температуры воздуха во впускном коллекторе можно пренебречь и термодинамические процессы во впускном коллекторе и принять изотермными. В этом случае
Так как при изотермном процессе
то уравнение (74) получит вид
Количество воздуха, поступающего из коллектора в двигатель, определяется выражением
где ?? — коэффициент наполнения двигателя; ?а — коэффициент продувки; iД — число цилиндров; ?д — тактность двигателя; Vh — рабочий объем цилиндра; ?к — плотность сжатого воздуха; ? — угловая скорость коленчатого вала.
Коэффициент наполнения ?? в общем случае зависит от давления наддува pк, скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя. Однако в пределах нагрузочной характеристики изменение ?? сравнительно невелико, поэтому этой зависимостью можно пренебречь без внесения в расчеты заметной ошибки. В связи с этим
Плотность воздуха ?к определяется давлением наддува и его температурой. При невысоких ?к изменением температуры наддувочного воздуха можно пренебречь и принять
Учет полученных функциональных зависимостей позволяет установить, что
После разложения полученной зависимости в ряд Тейлора и последующей линеаризации
Количество воздуха Gк, подаваемого компрессором, также зависит от давления наддува рк во впускном коллекторе и угловой скорости ?к ротора турбокомпрессора.
Если двигатель оборудован регулируемым наддувом, на производительность нагнетателя, кроме названных параметров, влияет положение hк лопаток диффузора (см. рис. 35), поэтому
Подстановка выражений (76) и (77) в уравнение (75) приводит
Для отыскания условий, обеспечивающих поддержание равновесных режимов работы впускного коллектора, необходимо совместить характеристики компрессора Gк = f (?к), подающего воздух в объем впускного коллектора, и воздушные характеристики двигателя Gд = f (?к), так это сделано на рис. 39. Условие (3) выполняется в точках 1, 2, 3 и др., образуемых пересечением этих характеристик.
Установившиеся режимы стечением времени могут нарушаться. Например, при уменьшении ?к1 на ??к1 (без изменения скоростных режимов) равновесный режим 1 нарушится, так как Gк1 получит приращение ?Gк1, а изменится на ?Gд1. Вследствие этого в объеме коллектора с течением времени будет накапливаться воздух, что приведет к восстановлению давления ?к1 в точке 1. Устойчивость режима в точке 1 тем выше, чем больше разность расходов воздуха:
?G = ?Gк1 + ?Gд1
при заданном изменении давления ??к1 или ?рк. Поэтому устойчивость равновесного режима работы впускного коллектора можно оценить отношением
называемым фактором устойчивости впускного коллектора. Так как при линеаризации
Чем больше положительное значение Fв, тем более устойчив режим работы впускного коллектора.
По-иному протекает режим работы в точке 2. При возрастании давления наддува на ??к2 увеличение подачи воздуха в компрессор ?Gк2 оказывается большим увеличения расхода воздуха ?Gд2 в двигателе. В связи с этим в объеме впускного коллектора будет сосредоточиваться все большее количество воздуха, что приведет к дальнейшему увеличению давления наддува. Следовательно, режим работы в точке 2 неустойчив. Действительно, в рассматриваемом случае
Поэтому Fв < 0.
При приближении к режиму работы в точке 3 производная дGк / дрк ? ? , поэтому производную дGк / дрк > 0 часто не учитывают при оценке устойчивости работы впускного коллектора. Ее можно оценивать только по форме статической характеристики компрессора. Так, если дGк / дрк <0 (выше точки 3), то Fв > 0 и режим работы устойчив; если дGк / дрк > 0 (ниже точки 3), то режим работы неустойчив. Следовательно, точка 3 является своеобразной границей между устойчивыми и неустойчивыми участками статической характеристики компрессора (в данном случае центробежного). Наличие этой границы в статической характеристике может привести при определенных условиях к неустойчивой работе впускного коллектора и компрессора, к появлению автоколебаний или помпажа. В действительности граница помпажа может и не совпадать точно с точкой 3, так как на помпаж влияют и некоторые другие обстоятельства. Однако наличие граничной точки 3 должно учитываться при подборе компрессора и его характеристик.
Если учесть, что рк = рк0 + ?рк, где рк0 — давление наддува на выбранном установившемся режиме, и подставить в уравнение (78) фактор устойчивости (79), то уравнению можно придать вид
Переход к безразмерным координатам (33) и (62), а также деление всех членов на коэффициент при срк, приводит уравнение к виду
характеризует инерционность впускного коллектора. Инерционность тем больше, чем больше объем Vв коллектора и меньше производная дGк / д?к характеризующая скорость нарастания производительности компрессора но мере увеличения угловой скорости его ротора.
Коэффициент самовыравнивания впускного коллектора (безразмерный)
характеризует способность коллектора поддерживать заданный равновесный режим.
Коэффициент усиления по угловой скорости коленчатого вала двигателя (безразмерный)
характеризует эффективность воздействия на впускной коллектор изменения скоростного режима двигателя.
Коэффициент усиления по настройке диффузора (безразмерный)
характеризует эффективность воздействия на впускной коллектор изменения положения лопаток диффузора компрессора.
В операторной форме записи уравнение (80) имеет вид
Большинство двигателей внутреннего сгорания имеют впускные коллекторы с таким объемом Vв, что числовые значения времени Тв весьма малы и практически не оказывают влияния на динамические свойства элемента. В связи с этим во многих случаях можно пренебрегать объемом впускного коллектора и принимать условие Тв ? 0. С учетом этого уравнение (84) примет вид
Где передаточные функции по соответствующим входным координатам
Структурные схемы впускного коллектора, соответствующие уравнению (87), приведены на рис. 40.
|