Наиболее часто в качестве агрегата наддува на двигателях внутреннего сгорания используют турбокомпрессоры (см. рис. 18).
Режим работы турбокомпрессора определяется количеством энергии, выработанной газовой турбиной 2 и количеством энергии, поглощенной компрессором 1. Установившиеся режимы работы турбокомпрессора могут поддерживаться в течение некоторого времени при выполнении условия (5) статического равновесия.
При нарушении установившегося режима работы составляющие уравнения (5) получают приращения ?Мт и ?Мк, в общем случае неравные между собой, поэтому ротор турбокомпрессора получает соответствующее ускорение.
Если Jк — момент инерции ротора турбокомпрессора, то уравнение его динамического равновесия, написанное в соответствии с принципом Д'Аламбера, примет вид уравнения (12). Так как

где ?к — угловая скорость ротора турбокомпрессора; Gк — подача воздуха компрессором во впускной коллектор; lк — работа сжатия воздуха, определяемая выражением


здесь ?к —отношение pк / po; p0, То — давление и температура воздуха окружающей среды; R — газовая постоянная; ?мк — механический коэффициент полезного действия компрессора; пк — показатель политропы сжатия.
Если принять постоянство показателя политропы сжатия nk и неизменность механических потерь (?MK = const), то

Большинство турбопоршневых двигателей работает в наземных условиях, когда давление р0 окружающей среды можно принять постоянным (см. рис. 18). Это обстоятельство позволяет рассматривать вместо ?к давление наддува рК. Так как подача воздуха Gк определяется давлением наддува и угловой скоростью ротора, то

В тех случаях, когда двигатель оборудуется регулируемым наддувом, компрессор может получить дополнительную входную координату hк, которая характеризует поворот лопаток диффузора (рис. 35). В этом случае

После разложения полученной функциональной зависимости в ряд и последующей линеаризации

где Gт — расход газа через турбину; ?т — эффективный (мощностный) коэффициент полезного действия.
Работа, совершаемая газом в 1 кг, определяется выражением

Показатель адиабаты kт в возможных пределах изменения температуры отработавших газов и коэффициента избытка воздуха изменяется незначительно (?4%), поэтому далее его принимаем постоянным.
Для определения расхода газа через турбину можно воспользоваться формулой Стадолы

где Ст” — расход газа через турбину при параметрах газа pт” Тт”, ро”; Ст’ — расход газа через турбину при параметрах газа рт’, Tт’, ро’.
Таким образом, изменение расхода газа через турбину обусловлено изменением давления рт и температуры Тт газов на входе в турбину и давлением р0 на выходе из турбины.
Температура газа Тт перед турбиной является одним из основных параметров, определяющих ее работу. При работе двигателя по нагрузочной характеристике изменение коэффициента избытка воздуха определяется в основном цикловой подачей топлива gц. При работе на режимах скоростной характеристики изменение угловой скорости коленчатого вала даже в широких пределах мало сказывается на температуре газа перед турбиной. Это позволяет далее использовать зависимость

Давление газа на выходе из турбины определяется сопротивлением газоотводящего тракта, и если это сопротивление незначительно, то давление газа после турбины можно принять равным давлению р0 окружающей среды, а расход газа Gт через турбину зависящим от двух параметров: давления газа перед турбиной pт и его температуры Tт или с учетом зависимости (56)

При расчетах переходных процессов, связанных с большими отклонениями параметров от их равновесных значений, целесообразно учитывать изменение ?т в виде функциональной зависимости

Все сказанное свидетельствует о том, что крутящий момент турбины можно принять зависящим от трех параметров: давления газа перед турбиной pт, цикловой подачи топлива gц и угловой скорости ротора ?к.
В тех случаях, когда двигатель оборудован регулируемым наддувом, турбина может иметь дополнительную входную координату hт, которая характеризует поворот лопаток соплового аппарата (рис. 36). В этом случае


Разложение этой функциональной зависимости в ряд Тейлора и последующая ее линеаризация дают

Подстановка выражений (55) и (57) в уравнение (54) приводит последнее к виду

Установившийся режим работы турбокомпрессора (?к = const) может поддерживаться в течение длительного времени при условии равенства крутящего момента турбины Мт моменту сопротивления компрессора Мк (точка О на рис. 37). Однако в процессе работы угловая скорость ротора турбокомпрессора по тем или иным причинам может отклониться от ее значения ?к0 на равновесном режиме, например увеличиться на ??к. Возможность восстановления нарушенного установившегося режима в точке О зависит от взаимного расположения скоростных характеристик турбины Мт = f (?к) и компрессора Мк = f (?к). В рассматриваемом случае увеличение ?к на ??к приводит к росту как крутящего момента турбины на ?Mт, так и момента сопротивления компрессора на ?Мк, но так, что ?Мг < ?Мк. В связи с этим угловая скорость ротора турбокомпрессора должна снизиться и режим работы в точке О должен восстановиться. Чем больше разность приращений моментов

при выбранном значении ??к, тем выше устойчивость турбокомпрессора. В связи с этим для оценки устойчивости режима работы турбокомпрессора можно выбрать параметр

называемый фактором устойчивости турбокомпрессора. После подстановки разности (59)

При небольших отклонениях от равновесного режима можно применить линеаризацию скоростных характеристик турбины и компрессора (практически замену их касательными к точке режима).
В этом случае

После подстановки полученных соотношений в формулу (60) последняя примет вид

Чем больше положительное значение Fк, тем более устойчив выбранный равновесный режим.
Введение обозначения (61) и относительных координат

в дифференциальное уравнение (58) и затем деление всех членов уравнения на коэффициент при ? дают

Этот коэффициент, пропорциональный приведенному моменту инерции Jк ротора турбокомпрессора, характеризует его инерционность.
Безразмерный коэффициент

называется коэффициентом самовыравнивания турбокомпрессора. Он пропорционален фактору устойчивости (61), поэтому характеризует способность турбокомпрессора поддерживать заданный равновесный режим.
Безразмерные коэффициенты усиления 0q и 0? характеризуют эффективность воздействия на турбокомпрессор изменения соответственно цикловой подачи топлива и давления наддува:

Коэффициенты ?т и ?к являются коэффициентами усиления, характеризующими эффективность воздействия на турбокомпрессор поворота лопаток соплового аппарата турбины и диффузора компрессора:


После деления на собственный оператор всех членов уравнения (70) последнее примет вид

Передаточные функции, входящие в это уравнение, определяются отношениями

Уравнение (72), записанное через передаточные функции, дает возможность построить структурные схемы турбокомпрессора, показанные на рис. 38.
|