В соответствии с формулами Эйлера (513) и (514)
В соответствии с принципом суперпозиции вначале достаточно рассмотреть воздействие на двигатель только одной из составляющих гармонического возмущения 1/2 ?0ei?t или 1/2 ?0e-i?t.
Выбрав например, первую составляющую, дифференциальное уравнение можно представить в виде
Частное решение этого неоднородного уравнения может быть найдено в форме его правой части
Полученное выражение называется амплитудно-фазовой частотной характеристикой двигателя как регулируемого объекта.
Амплитудно-фазовую частотную характеристику строят на плоскости комплексного переменного в виде некоторой кривой, по которой скользит конец вектора Yд? при непрерывном изменении ? от 0 до +? (рис. 214). Координаты конца вектора можно определить, если представить амплитудно-фазовую частотную характеристику двигателя в виде комплексного числа
Умножив и разделив левую часть полученного выражения на разность kд — i?Tд и сопоставив полученный результат с правой частью, можно получить
называемые соответственно вещественной и мнимой частотными характеристиками. В соответствии с выражениями (525) и (526) вещественная и мнимая частотные характеристики двигателя построены на рис. 215, а и б.
Амплитудно-фазовая частотная характеристика (524) может быть представлена в полярных координатах, в качестве которых выбирают длину вектора Ад? (?) — амплитуду колебаний и угол наклона вектора ?д? (?) — сдвиг фазы. В соответствии с графиком на рис. 214
Полученное выражение представляет собой амплитудную частотную характеристику двигателя
Полученное выражение представляет собой амплитудную частотную характеристику двигателя
показанную на рис. 215, в
Отношение выражений (527) определяет сдвиг фаз
Зависимость ?д? (?) = f? (?) называют фазовой частотной характеристикой двигателя (рис. 215, г).
При помощи частотных характеристик (525) и (526) или (528) и (529) строят амплитудно-фазовую частотную характеристику двигателя. Для этого можно найти выражение
Полученное выражение является уравнением окружности с радиусом r, равным 1/(2kд), причем центр окружности смещен по оси абсцисс от начала координат также на 1/(2kд) (рис. 216). При изменении ? от 0 до + ? вектор Yд? (i?) скользит своим концом по полуокружности, расположенной справа от начала координат (в четвертом квадранте), если kд > 0 (рис. 216, а), и слева от начала координат (в третьем квадранте) при kд < 0 (рис. 216, б). В соответствии с соотношениями Эйлера
где Aд?(?) — модуль; уд? (?) — аргумент вектора Yд?(i?).
После подстановки выражения (531) в формулу (523) последняя будет иметь вид
Аналогичным путем находят частное решение уравнения (522) при воздействии второй составляющей гармонического возмущения
Таким образом, частное решение уравнения (521) при гармоническом возмущении запишется так:
или после приведения к тригонометрической форме
Это выражение показывает, что при гармоническом изменении входной координаты (520) в двигателе возникают вынужденные незатухающие колебания выходной координаты (534) с амплитудой ?0Aд? (?) и сдвигом фазы уд? (?), причем как входная, так и выходная координаты при вынужденных колебаниях системы имеют одну и ту же частоту колебаний ?.
Частотные характеристики Aд? (?) = fA (?) и уд? (?) = f? (?) можно определять экспериментально, как это схематически показано на рис. 212, а. Для этого достаточно входную координату системы изменять по гармоническому закону с определенной амплитудой и задаваемой частотой (кривая 1). Замеряя установившиеся колебания на выходе системы (кривая 2) по амплитуде и сдвигу фазы при различных частотах колебаний входной координаты, можно построить искомые амплитудную и фазовую характеристики.
Амплитудная частотная характеристика (см. рис. 215, в) свидетельствует о том, что амплитуда колебаний угловой скорости коленчатого вала будет тем меньше, чем выше частота колебаний рейки топливного насоса. Амплитуда колебаний угловой скорости в статических условиях становится максимальной при ? = 0, т. е. когда рейка при t = +0 передвинута скачком в новое положение и остается неподвижной. Точка амплитудно-фазовой частотной характеристики при ? = 0 соответствует новому установившемуся режиму работы двигателя, определяемому новым положениям ?0 рейки топливного насоса. Этот режим наступает после завершения переходного процесса при t ? +?. Угловая скорость коленчатого вала в этих условиях уже не будет изменяться во времени, поэтому (d? / dt)t??? 0 дифференциальное уравнение двигателя при ?д = 0 будет kд? = ?0, откуда ? = ?0/kд. Следовательно, при ? = ?0 = 1,0 точка амплитудно-фазовой частотной характеристики ? = 0 (см. рис. 215, в) определяет изменение ср двигателя при ступенчатом возмущении.
Фазовая частотная характеристика (см. рис. 215, г) показывает, что по мере увеличения частоты со возмущающего воздействия колебания угловой скорости вала двигателя все больше и больше отстают по фазе от колебаний рейки топливного насоса и при t ? ? приближается к — ?/2.
Амплитудно-фазовая частотная характеристика (531) дает возможность определить и построить логарифмические частотные характеристики элемента, которые во многих случаях оказываются более удобными в практическом применении. Для этого выражение (531) следует прологарифмировать:
кривые Іn Ад? (?) = f (ln ?) и ?д? (?) = f (ln ?) обычно называют натуральными логарифмическими частотными характеристиками, соответственно амплитудной и фазовой. Однако наиболее часто для построения логарифмических частотных характеристик используют десятичные логарифмы.
За единицу измерения по ординате выбирают децибел. Связь между числом децибел Dдб и самим числом М определяется формулой
Dдб = 201gМ,
поэтому в качестве логарифмической амплитудной частотной характеристики элемента принимают зависимость
По оси абсцисс откладывают lg ?, причем длину отрезка, равную единице, называют декадой (lg 10 = 1). Характеристику
называют логарифмической фазовой частотной характеристикой.
Для получения логарифмических частотных характеристик двигателя без наддува в выражение (535) следует подставить формулы (528) и (529):
тогда в качестве логарифмической амплитудной частотной характеристики двигателя принимают зависимость
а в качестве логарифмической фазовой частотной характеристики — зависимость
Эти характеристики показаны на рис. 217.
Форма логарифмической амплитудной частотной характеристики двигателя такова, что с достаточной степенью точности ее можно заменить двумя отрезками прямых АВ и ВС. Такая характеристика, составленная из отрезков прямых, называется приближенной логарифмической амплитудной частотной характеристикой двигателя.
Сопоставление выражений (131) и (524) показывает, что математическое выражение амплитудно-фазовой частотной характеристики (524) легко можно получить при помощи передаточной функции (131), если в последней произвести замену
p = i?. (540)
Эта замена соответствует наличию среди корней характеристического уравнения чисто мнимого корня, что определяет появление у исследуемого элемента гармонических колебаний выходной координаты с постоянной амплитудой.
Динамические свойства дизеля с автономным газотурбинным наддувом характеризуются дифференциальным уравнением второго порядка (114), а передаточная функция (120) такого элемента имеет вид
C помощью подстановки (540) можно получить формулу амплитудно-фазовой частотной характеристики двигателя с газотурбинным наддувом
Для определения вещественной и мнимой частотных характеристик формулу (542) следует умножить и разделить на разность (kдн – ?2Tд22) – i?Tд1, после чего
Вещественная частотная характеристика (рис. 218, а) при ? = 0 имеет значение
и, следовательно, определяет изменение выходной координаты двигателя в результате переходного процесса после ступенчатого единичного возмущения
Если выполняется условие хд.н? (?) = 0 или.
вещественная частотная характеристика пересекает ось абсцисс (кривая 4). При определенных соотношениях параметров характеристика может иметь либо два экстремума (при ?1 и ?2), либо один (кривая 3 или 2) или ни одного (кривая 1).
Мнимая частотная характеристика (рис. 218, б) имеет нулевое значение при ? = 0 и по мере роста ? может проходить два (кривая 4) или один (кривые 1, 2, 3) экстремум (например, при ? = ?4 для кривой 4). Ось абсцисс пересекается при выполнении условия уд. н ?(?) = 0, или
Зная вещественную (543) и мнимую (544) частотные характеристики, с помощью соотношений
можно определить фазовую (рис. 218, в) и амплитудную (рис. 218, г) частотные характеристики:
С помощью частотных характеристик (543) и (544) или (546) и (547) можно построить амплитудно-фазовые частотные характеристики, показанные на рис. 219.
|