Автоматические регуляторы непрямого действия без обратных связей (см. рис. 147) не применяют на двигателях внутреннего сгорания, так как они не могут обеспечить качественной работы.
Действительно, малейшее отклонение скоростного режима от равновесного вызывает смещение золотника 3 (рис. 147), после чего поршень серводвигателя может перемещаться (вместе с рейкой) в ту или иную сторону без ограничения. Такая работа серводвигателя может привести к неустойчивости или к появлению незатухающих колебаний угловой скорости вала двигателя, что в эксплуатации недопустимо. Чтобы исключить возможность такой работы, в схему регулятора дополнительно включают стабилизирующие элементы в виде обратных связей.
Статические регуляторные характеристики, показанные на рис. 86, имеют место в регуляторах непрямого действия с жесткими обратными связями. Существуют жесткие связи двух типов: кинематические и силовые.
Схема регулятора непрямого действия с жесткой кинематической обратной связью представлена на рис. 153. Жесткой обратной связью в механизме этого регулятора является рычаг 11, связывающий движение муфты 9, золотника 13 и поршня 12 серводвигателя.
При увеличении угловой скорости вала двигателя муфта 9 перемещается вверх и поворачивает рычаг 11 по часовой стрелке относительно точки А, которая пока остается неподвижной, так как масляные каналы были перекрыты золотником. Поворот рычага 11 вызывает смещение золотника 13 вверх, отчего масло под высоким давлением попадает в верхнюю полость цилиндра серводвигателя. Одновременно с этим нижняя полость соединяется со сливной системой. Поршень 12 серводвигателя и шток 14 (точка А) перемещаются вниз (в сторону выключения подачи топлива), поворачивая рычаг 11 относительно точки С по часовой стрелке. Золотник 13, связанный с рычагом 11 в точке В, перемещается вниз до тех пор, пока не перекроет маслопроводы и не остановит поршень 12 серводвигателя. Если новое положение поршня 12 и, следовательно, рейки топливного насоса соответствует новой нагрузке двигателя, процесс регулирования прекращается. Если этого не происходит, процесс регулирования продолжается до тех пор, пока не наступит равновесия между нагрузкой двигателя и его крутящим моментом.
Регуляторы такого типа имеют статическую характеристику работы. Действительно, каждому нагрузочному режиму двигателя соответствует своя подача топлива, т. е. свое положение рейки топливного насоса и, следовательно, точки А. Точка В рычага 11, связанная с золотником 13, при любом равновесном режиме занимает одно и то же положение, в связи с чем при различных положениях точки А точка С рычага 11 должна занимать также разные положения, а это при устойчивом регуляторе может быть только при различных скоростных режимах двигателя. Регуляторные характеристики двигателя при этом имеют вид, показанный на рис. 85.
Недостатком только что описанной схемы жесткой обратной связи является невозможность непосредственного соединения муфты регулятора с золотником, что приводит к увеличению габаритных размеров регулятора.
Схема регулятора с жесткой кинематической обратной связью (рис. 154) свободна от указанного недостатка. Обратная связь в таком регуляторе осуществляется за счет передачи движения поршня 14 серводвигателя через рычаг 15 обратной связи на подвижную буксу 12 золотника 13, который жестко связан непосредственно с муфтой 6 чувствительного элемента.
Эффект жесткой обратной связи можно получить воздействием в процессе работы на предварительную деформацию пружины регулятора (рис. 155). При увеличении угловой скорости грузов 10 пружина 9 деформируется, а золотник 13, выполненный за одно целое с муфтой 11, перемещается вверх, вызывая перемещение поршня 14 серводвигателя вниз. Рычаг 7 жесткой обратной связи поворачивается по часовой стрелке, перемещает опору 8 и увеличивает предварительную деформацию пружины 9. Усилие последней увеличивается, грузы 10 чувствительного элемента возвращаются при новой угловой скорости в прежнее положение, и золотник 13 перекрывает доступ маслу. Процесс регулирования на этом может прекратиться. Такую обратную связь обычно называют жесткой силовой.
В регуляторе с жесткой силовой обратной связью при всех установившихся скоростных режимах муфта чувствительного элемента занимает одно и то же положение, поэтому диапазоны перемещения грузов в процессе регулирования здесь меньше, чем в схемах, представленных на рис. 153 и 154, что является определенным преимуществом, способствующим сокращению размеров регулятора.
В качестве примера регулятора непрямого действия с оригинальной конструкцией жесткой обратной связи рассмотрим регулятор фирмы «Нахаб Поляр» (Швеция), (рис. 156, а).
Регулятор имеет механический чувствительный элемент, состоящий из грузов 6, пружины 5 и муфты, выполненной за одно целое с буксой 21. Грузы приводятся в движение валиком 19. Шток серводвигателя при изменении подачи топлива двумя жесткими обратными связями воздействует на чувствительный элемент.
Кинематическая жесткая связь состоит из рычага 1, связывающего перемещения поршня 11 серводвигателя, и золотника 2.
Кроме рассмотренной обратной связи, регулятор оборудован второй, жесткой силовой обратной связью, изменяющей предварительную деформацию пружины 5 в зависимости от положения поршня 11 серводвигателя.
Регуляторные характеристики двигателя, оборудованного таким регулятором, показаны на рис. 157.
При сбросе нагрузки с Мном до МВ угловая скорость грузов 6 (см. рис. 156) увеличивается, и букса 21 поднимается, соединяя надпоршневую полость серводвигателя со сливом. Поршень 11 под действием пружины 12 поднимается, поворачивая валик 9 в направлении движения часовой стрелки, соответствующем снижению подачи топлива. Кинематическая обратная связь рычагом 1 поднимает золотник 2, и перепускное окно буксы 21 перекрывается.
При отсутствии второй (силовой) обратной связи новый режим двигателя установился бы в точке В1 (рис. 157), однако кулачок 8 (см. рис. 156) силовой обратной связи установлен таким образом, что при повороте валика 9 в сторону движения часовой стрелки предварительная деформация пружины уменьшается. Снижение предварительной деформации пружины переводит работу двигателя с регуляторной характеристики 5 (см. рис. 157) на регуляторную характеристику 4, в результате чего новый равновесный режим установится в точке В. При дальнейшем снижении нагрузки (например, до Мс) равновесный режим двигателя установится на регуляторной характеристике 3 при еще меньшей предварительной деформации пружины.
Соединение точек А, В, С, D кривой дает результирующую регуляторную характеристику двигателя, образованную совместным действием жестких обратных связей.
Кулачок 8 (см. рис. 156) имеет такой профиль, что при нагрузках, близких к холостому ходу, действие силовой обратной связи уменьшается, а при достижении холостого хода прекращается вообще. В связи с этим регуляторная характеристика двигателя при малых нагрузках получается более пологой, что повышает устойчивость режима работы L (см. рис. 157) при минимальном скоростном режиме.
Значение неравномерности ?? устанавливают выбором положения опоры рычага 1 (см. рис. 156). Всережимность регулятора (выбор характеристик 6, 7, 8 или 9 на рис. 157) осуществляется изменением предварительной деформации пружины регулятора специальным механизмом, допускающим в случае необходимости дистанционное управление.
Функциональные схемы автоматических регуляторов непрямого действия показаны на рис. 158. Жесткая кинематическая обратная связь (рис. 158, а) изображается стрелкой, указывающей на то, что перемещение золотника х при наличии жесткой кинематической обратной связи определяется не только перемещением z муфты, но и перемещением у поршня серводвигателя. Жесткая силовая обратная связь (рис. 158, б) создает воздействие перемещения у поршня серводвигателя непосредственно на настройку ?р чувствительного элемента. Результирующий эффект введения жестких обратных связей обоих типов один и тот же — создается определенный статизм регуляторной характеристики.
|