Восстановление поршневых пальцев хромированием производят по следующему технологическому процессу.
1. Очищают поршневые пальцы от грязи и масла путем мойки их в моечной машине типа ОМ576 щелочными растворами с последующей промывкой чистой водой.
2. Шлифуют пальцы до устранения следов износа и получения правильной геометрической формы. Учитывая, что хромированием целесообразно восстанавливать с наращиванием слоя толщиной до 0,2 мм (с учетом припуска на последующую механическую обработку примерно 0,05 мм на сторону), поршневые пальцы после шлифования должны иметь диаметр для СМД-7 не менее 39,70 мм и для СМД-14 не менее 41,70 мм.
Обработанная поверхность должна иметь правильную геометрическую форму, без следов износа, забоин и чистота обработки должна соответствовать 8 классу.
Шлифуют поршневые пальцы на бесцентровошлифовальных станках типа 3184 или 3180 шлифовальным кругом ПП500?150?305 мм Э25СМ1-С1К и ведущим кругом ПВД350? 150?127 мм Э25-16 СТВ. Режим шлифования:
Для того, чтобы поршневые пальцы после хромирования имели одинаковый припуск на шлифование, необходимо на одну подвеску монтировать пальцы с одинаковыми диаметрами. Для этой цели поршневые пальцы после шлифования перед хромированием сортируют по внешнему диаметру на размерные группы. Количество размерных групп определяется количеством поршневых пальцев, монтируемых на одну подвеску, а также имеющимся количеством пальцев, подлежащих восстановлению хромированием. Чем больше поршневых пальцев, подлежащих восстановлению хромированием и чем меньше поршневых пальцев монтируется на одну подвеску, тем на большее количество размерных групп следует сортировать эти пальцы.
3. Мойку поршневых пальцев в горячем щелочном растворе производят в ванне для химического обезжиривания МН-2-58У-2-3 (330 л, размером 800?600?800 мм).
Состав раствора: 100—150 г/л едкого натра, 30 — 50 г/л кальцинированной соды и 5—10 г/л жидкого стекла или мыла. Температура раствора должна быть 60—80°. Время выдерживания поршневых пальцев в ванне 30—60 минут.
4. Мойка поршневых пальцев в горячей, а затем в холодной воде производится в ванне для промывки в горячей воде МН-2-58 УП-5-3 (330 л, размером 800?600?800 мм) и в ванне для промывки в холодной воде МН-2 УШ-1-3 (330 л, размером 800?600?800 мм).
5. Монтаж пальцев на подвеску. На рис. 44 показана конструкция подвески для хромирования поршневых пальцев двигателей СМД всех модификаций. Подвеска состоит из катода 5, изготовленного из латунной (Л62) трубы диаметром 23 мм с толщиной стенок 1,5 мм, в отверстия которой с одной и другой стороны впаяны латунные (Л62) стержни диаметром 12 мм (нижний стержень имеет длину 50 мм и резьбу М12, а верхний — длину 470 мм) и кольцевого анода 3 толщиной 4 мм, изготовленного из рольного свинца. К кольцевому аноду 3 приварены две свинцовые пластины шириною 30 и толщиною 4 мм, которые при помощи медных болтов и гаек присоединены к стержню анода 7, изготовленного диаметром 12 мм из стали 20. Для завешивания катода .5 и анода 3 в ванну на верхних концах катодного стержня 5 и анодных стержнях 7 с помощью болтов-барашков М8 прикреплены скобы с крючками 6 для обхвата штанг.
Распорное кольцо 4 служит для концентричной установки собранных на катоде 5 поршневых пальцев относительно анода 3, что обеспечивает равномерное отложение хрома по толщине на поверхности деталей. Распорное кольцо состоит из внутреннего и наружного колец. Внутреннее кольцо изготавливают из стали 20, внутренний диаметр которого гумирован и по размеру равен диаметру трубы катода 5. Наружное кольцо изготавливают из винипласта, наружный диаметр которого на 3?4 мм меньше внутреннего диаметра анода 3. Внутреннее и наружное кольца соединены между собой тремя распорками.
Монтаж поршневых пальцев на подвеску (рис. 44) осуществляют следующим образом. Катод 5 освобождают верхним стержнем от зажима скобы, а с нижнего стержня отворачивают и снимают гайку-барашек 1 и контактную шайбу 2, изготовленные из латуни Л62. На трубу катода 5 одевают два поршневых пальца, устанавливают контактную шайбу 2 и зажимают установленные детали гайкой-барашком 1. Собранный с деталями катод 5 устанавливают при помощи распорного кольца 4 в анод 3. Детали подвески покрывают изоляционным материалом (кинолентой, цапон-лаком и др.).
6. Электролитическое обезжиривание производят в ванне МН-2-58 У1-2-3 (330 л, размером 800?600?800 мм).
Загружают поршневые пальцы с подвеской в ваннуг где состав водного раствора следующий: 30—50 г/л едкого натра; 50—70 г/л кальцинированной соды и 2— 3 г/л жидкого стекла. Подогревают ванну до температуры 70—75° и пропускают в течение 5—8 мин. ток плотностью 3—10 а/дм2 при напряжении 8—J0 в.
7. Обезжиренные поршневые пальцы промывают в горячей (80°С), а затем в холодной воде. Качество обезжиривания проверяется внешним осмотром. Если вода свободно растекается по поверхности, поршневые пальцы обезжирены хорошо. Если вода собирается в капли, деталь обезжирена плохо и процесс электролитического обезжиривания повторяется.
8. Анодное декапирование производят в ванне МН- 2-58 IV-6-3 (330 л, размером 800?600?800 мм).
Поршневые пальцы с подвеской загружают в качестве анода в ванну с электролитом состава: 100 г/л хромового ангидрида и 1 —1,5 г/л серной кислоты; подогревают электролит до температуры 50—60° и пропускают в течение 0,5—1 мин. ток плотностью 8—10 а/дм2.
9. После декапирования поршневые пальцы промывают в холодной проточной воде.
10. Хромирование поршневых пальцев производят в ванне МН-2-58 Х-2-7 (840 л, размером 1000?800?800 мм). Можно использовать для хромирования также хромировочную установку СО-5501А.
Загружают поршневые пальцы с подвеской в хромировочную ванну с электролитом состава: 150—200 г/л хромового ангидрида и 1,5—2 г/л серной кислоты; подогревают электролит до температуры 58±1° и пропускают ток плотностью 35—40 а/дм2. Хромируют поршневые пальцы до диаметра 42,1 мм (СМД-14) и 40,1 мм (СМД-7).
Время хромирования определяется толщиной слоя, который необходимо получить. Для указанного режима скорость отложения хрома находится в пределах 0,5— 0,7 мк в минуту.
При строгом соблюдении технологии размерного хромирования (хорошая подготовка поверхности поршневых пальцев и монтаж пальцев на подвеске, обеспечивающий равномерное осаждение хрома по окружности и высоте пальца) толщину хромового покрытия можно уменьшить, оставляя припуск на обработку, равный 0,020—0,025 мм на диаметр или только 0,01 мм, т. е. оставляя припуск на полирование.
11. Хромированные поршневые пальцы промывают в дистилированной, а затем в холодной проточной воде.
12. Проверку качества покрытия производят внешним осмотром и измерением диаметров. Хромированная поверхность должна быть по цвету блестящей или переходной от блестящей к молочной. Наличие трещин, волосовин, пузырчатости, наростов, точечных углублений и других дефектов хромового покрытия не допускается.
13. Механическую обработку поршневых пальцев производят на оборудовании и такими же режимами, что и при механической обработке пальцев после их раздачи. Разница заключается только в том, что после хромирования шлифуют поршневые пальцы шлифовальным кругом Э16СМ2-С1, а не Э25СМ2-С1К, как это производилось при шлифовании после раздачи.
14. Сортируют поршневые пальцы на размерные и весовые группы так же, как и после раздачи.
|