Топливо
Современные транспортные средства непрерывно совершенствуются.
Как ближайшую перспективу рассматривают введение в эксплуатацию сверхзвуковой транспортной авиации. Железнодорожный транспорт перешел на тепловозную тягу. Широкие масштабы приобретает строительство морских и речных быстроходных крупнотоннажных судов. Все это привело к созданию мощных, теплонапряженных авиационных, газотурбинных и дизельных двигателей. С развитием транспортных средств, работающих на дизельных и авиационных газотурбинных двигателях изменяется структура потребления нефтяных топлив. Одно из основных мест среди продуктов переработки нефти заняли среднедистиллятные топлива (лигроино-керосино-соляровые дистилляты).
Неуклонное увеличение мощности дизельных и авиационных двигателей, их теплонапряженности, стремление максимально удлинить срок их службы обусловили появление новых требований качеству топлив; для удовлетворения этих требований возникла необходимость в освоении новых технологических процессов переработки сырья и подборе благоприятного компонентного состава топлива. Огромный объем потребления топлив вынуждает особенно тщательно относиться к их ресурсам и стоимости. Качество современных дизельных и реактивных топлив регламентируется сложным комплексом параметров, для определения которых разработано много новых методов.
Большое внимание уделяется химическому составу, теплофизическим свойствам, термической и химической стабильности топлив и углеводородов, допустимому пределу неуглеводородных примесей. Возникла необходимость разработки и привлечения многочисленных расчетных, иногда эмпирических методов, при помощи которых можно получать характеристики топлив, необходимые для конструирования двигателей и топливной аппаратуры. Эти характеристики ненамного отличаются от экспериментальных данных, определение которых часто затруднено.
Необходимость в более качественных топливах вызвала глубокий интерес к механизму действия присадок; число этих присадок непрерывно возрастает и они приобретают все более полифункциональный характер. Уделяется большое внимание выяснению роли содержащихся в топливах сернистых, азотистых и кислородных соединений в зависимости от их химического состава. Разрабатываются рациональные методы выделения неуглеводородных примесей; внедрение этих методов позволит улучшить качество топлив и получить новое сырье нефтяного происхождения. В связи с этим появилась необходимость изыскать пути использования сернистых и кислородных соединений нефтепродуктов.
Накоплен огромный материал, характеризующий индивидуальные углеводороды, который позволяет судить о том, какие из них пригодны для использования в качестве перспективных топлив. Разрабатывается и осуществляется синтез углеводородов, обладающих по сравнению с уже известными углеводородами более высокой плотностью, теплотой сгорания, теплоемкостью, лучшими температурными характеристиками, в частности стабильностью. Многие такие углеводороды, полученные в настоящее время синтезом, в нефтепродуктах не встречаются.
|