Дизельные и реактивные топлива послевоенного периода
Сопоставляя технические условия, принятые в разное время, на дизельные и реактивные топлива, можно получить представление об изменении ассортимента товарных продуктов и об улучшении их качества в послевоенный период.
Наибольший интерес представляют соответствующие данные для Советского Союза и США как самых крупных потребителей топлив.
На качестве и ассортименте топлив Советского Союза отразилось освоение восточных нефтяных месторождений, занявших впоследствии среди остальных месторождений СССР доминирующее место.
Переработка восточных сернистых нефтей позволила расширить ассортимент товарных нефтепродуктов. Ассортимент и качество дизельных и реактивных топлив Советского Союза определялись сырьевыми источниками или месторождениями нефтей. В начальный период освоения технологии переработки сернистых Нефтей такая зависимость была оправдана. В настоящее время эта тенденция вызывает затруднения, поскольку в силу установившейся традиции продукты, получаемые из нефтей новых месторождений, должны проходить обязательные сложные и длительные испытания, несмотря на то, что их характеристика полностью отвечает требованиям стандартов. По-видимому, на уровне современной технологии переработки нефти, экономичнее и целесообразнее оценивать качество топлив лишь по их непосредственной эксплуатационной характеристике, независимо от происхождения сырья, из которого они получены.
За последние 24 года в Советском Союзе ассортимент дизельных топлив, предназначенных для быстроходных двигателей, представляющих продукты прямой перегонки нефтей или эти же продукты с небольшой примесью газойлевых фракций каталитического крекинга, увеличился более чем двое. В отличие от ГОСТ 1942 г. качество современных дизельных топлив дополнительно регламентируется по цетановому числу и подробному фракционному составу. Наполовину уменьшено предельное кислотное число, значительно снижен допустимый предел зольности и содержания серы в топливе, получаемом из сернистых нефтей. Начали контролировать содержание в топливе меркаптановой серы.
Дизельные топлива с примесью газойля каталитического крекинга дополнительно контролируют по йодному числу и фактическим смолам. Снижено предельно допустимое количество кокса для прямогонных топлив.
Таким образом, в настоящее время качество дизельных топлив контролируют при помощи значительно большего числа параметров, чем это было предусмотрено техническими условиями 1942 г. Более глубокий контроль качества обеспечивает лучшие огневые свойства товарных топлив, большую их стабильность при хранении, меньшую коррозионную активность, более высокую чистоту. Все эти характеристики отражают повышенные требования к качеству топлив для современных двигателей.
В настоящее время допускаемое ГОСТ содержание в дизельных топливах серы все еще велико: общей серы — до 1%, меркаптановой — до 0,01 %.
Дальнейшее улучшение качества дизельных топлив будет достигнуто за счет снижения содержания сернистых, кислородных и азотистых соединений. Эти изменения позволят улучшить работу дизельных двигателей, увеличить межремонтный и общий период их эксплуатации.
За последние 10—15 лет ассортимент реактивных топлив Советского Союза также расширился. Маркировка их, так же как и дизельных топлив, основана на происхождении сырья, из которого получаются топлива. Однако совершенно очевидно, что классификация современных реактивных топлив должна быть основана не на происхождении сырья, а на эксплуатационной характеристике качества товарного продукта.
За указанный период технические требования к качеству реактивных топлив претерпели изменения, которые способствовали уменьшению их коррозионной активности и повышению общей и термической стабильности. Снижен допускаемый верхний предел кислотности, фактических смол, зольности, отменен ненужный показатель «температура помутнения». Несколько снижено допустимое содержание ароматических углеводородов. Эти изменения в равной мере касаются топлив марок Т-1, ТС-1 и Т-2. Для топлив, получаемых из сернистых нефтей (ТС-1 и Т-2), вдвое снижено допустимое содержание меркаптановой серы (не более 0,005% вместо 0,01%), контролируется отсутствие сероводорода и элементарной серы.
В США дизельные топлива классифицируются по их эксплуатационному назначению, независимо от используемого для их получения сырья. Число сортов топлива ограничено — их всего три: дистиллятное для быстроходных двигателей 1-D с изменяющейся скоростью, дистиллятное для дизелей 2-D промышленного назначения и топливо для двигателей 4-D с малой и, средней скоростью. За последние 8—10 лет технические требования (табл. 98) к качеству дизельных топлив в США практически не изменялись.
В Советском Союзе ассортимент дизельных топлив намного больше, чем в США, а требования к их качеству жестче — контролируют качество -по большему числу показателей. Это различие в известной мере обусловлено более сложными климатическими условиями нашей страны.
С 1958 г. качество реактивных топлив США, предназначенных для гражданской авиации, регламентируется спецификацией АБТМ (1655—58Т). В 1961 г. в технические условия были введены показатели, более широко характеризующие огневые свойства топлив: пределы содержания нафталинов и люминометрические числа. В остальном требования спецификаций на топлива гражданского назначения (табл. 99) не изменились.
В США установлено три сорта реактивных топлив; А — керосин с высокой температурой вспышки; А=1 — аналогичный сорту А, но с улучшенной низкотемпературной характеристикой; В—топливо широкого фракционного состава (бензино-лигроино-керосиновая фракция).
Английские реактивные топлива по характеристике весьма близки к топливам США и известны под названиями: Аvtur = 40 (сорт А); Аvtur=50 (сорт А= 1); Аvtag (сорт В).
В США реактивные топлива военного назначения изготавли вают по военным спецификациям. Наиболее распространенное в военной авиации топливо марки JР-4 (Мil-J-5624) отвечает топливу сорта В, за исключением температуры начала кристаллизации. Для топлива сорта В значение этой величины должно быть не выше —51 °С, а для топлива марки JР = 4 не выше —60 °С.
В США допустимые температуры начала кристаллизации реактивных топлив, предназначенных для транспортной авиации, значительно выше, чем в Советском Союзе. Это связано со стремлением получить возможно больший выход товарной продукции и уменьшить ее стоимость. При снижении температуры начала кристаллизации топлива с —40 до —50 °С стоимость его увеличивается на 50%. Этим же объясняется применение топлива расширенного фракционного состава типа марки JР-4.
Спецификации США на топлива основаны на получении максимально возможного выхода их от перерабатываемого сырья независимо от его происхождения. Между тем, судя по данным, приведенным в литературе, применяемые в США реактивные топлива по качественной характеристике намного превышают требования, предусмотренные в спецификациях. Для примера в табл. 100 приводится характеристика товарных партий топлива JР-4.
Как видно из табл. 100, наиболее полно требованиям спецификации (см. табл. 99) отвечает топливо JР = 4, являющееся эталонным.
Из данных о содержании серы в топливах JР-4 (см. табл. 100) можно заключить, что при получении реактивных топлив гидроочищенный дистиллят используется не только в чистом виде, но и как компонент в смеси с продуктами прямой перегонки нефти.
Требования к качеству реактивных топлив в Советском Союзе и США в общем по объему показателей и по допустимым пределам близки, однако имеются и различия. В ГОСТ на советские реактивные топлива предусматривается отсутствие сероводорода, элементарной серы, нормируется количество золы, допускается меньшее содержание серы, по сравнению с требованиями спецификаций США, несколько большее содержание меркаптановой серы, меньше фактических смол, установлены более низкие пределы для температуры вспышки. В Советком Союзе температура начала кристаллизации всех реактивных топлив, независимо от их назначения, должна быть не выше —60 °С.
В спецификациях США жестко нормируется термическая стабильность топлив всех марок, уделяется большее внимание показателям, характеризующим огневые свойства, в том числе содержанию бициклических ароматических углеводородов. Допускается применение присадок, улучшающих антиокислительные и антикоррозионные свойства, тщательнее контролируется чистота топлив и их способность образовывать эмульсии с водой.
Товарные партии топлив США имеют большой «запас» качества в сравнении с требованиями спецификации; в то же время они сильно различаются между собой. Во всех товарных топливах практически отсутствуют меркаптаны. Из части топлив, которые имеют достаточно большое содержание общей серы (партии 1, 2, 5, 6), меркаптаны удалены селективно. Партии 3, 7—продукты гидроочистки. Все партии содержат мало ароматических углеводородов (допустимый предел 25%). Термическая стабильность эталонного топлива намного хуже, чем товарных топлив. Термическая стабильность товарных топлив сильно колеблется. Она тем ниже, чем больше в топливе ненасыщенных соединений. Отрицательное влияние ненасыщенных соединений заметно сказывается при изменении их концентрации уже на 1—2 объемн. %. Термическая стабильность топлив зависит также от сернистых соединений, однако не столько от их абсолютного содержания, сколько от химического состава. Лучшее качество топлив достигается при удалении агрессивных сернистых соединений (меркаптанов) и снижении содержания ненасыщенных соединений.
Улучшение качества наблюдается не только при полном удалении (партия 3), но и при сохранении некоторого количества неактивных сернистых соединений (партии 1, 2) стабильного состава.
|