Противоизносные присадки в топливах
Для топливных насосных агрегатов современных самолетов, отличающихся малыми зазорами прецизионных пар и напряженным режимом работы, смазочной средой является перекачиваемое топливо.
Вязкость реактивных топлив не может быть высокой, поскольку ею определяется их прокачиваемость при низких температурах и распыл в зоне сгорания. За счет тепла, выделяющегося при работе насоса, использования топлива в качестве охлаждающего агента, аэродинамического нагрева самолета при сверхзвуковых скоростях вязкость нагретого топлива падает и вместе с этим ухудшаются его смазывающие свойства. В этом случае возникает необходимость улучшения противоизносных свойств среднедистиллятных топлив для обеспечения нормальной работы в их среде механизмов и максимального удлинения срока службы топливных насосов.
Начальный кратковременный износ механизмов, связанный с приработкой рабочих поверхностей трущихся пар, является положительным явлением. Однако последующий износ, в результате которого возникает местная деформация поверхности металла и изменение геометрических размеров деталей механизма, выходящее за пределы норм, — явление крайне опасное и недопустимое.
На трение и изнашивание деталей механизма огромное влияние оказывает температурный фактор. При некотором значении температуры на поверхности трения будет разрушаться пленка топлива, молекулы смазывающего вещества будут дезориентироваться, что приведет к значительной потере топливом его защитной роли по отношению к металлу. Следует иметь в виду, что среднемассовая температура топлива в полости насоса не соответствует температуре, воздействию которой подвергается 'металл. Как известно, на пятнах контакта могут возникать очень высокие температуры.
Пленка смазки, роль которой в данном случае должно играть топливо, не устраняет нагрузку, приходящуюся на поверхность трущейся пары, а лишь выравнивает ее. При этом снижается сила трения, а следовательно, растягивающего напряжения, ответственного за усталостное разрушение металла. Поверхностно- активные вещества, имеющие большее сродство к металлической поверхности, чем углеводороды, при надлежащем подборе могут значительно снизить деформацию металла, связанную с его износом. В основе такого эффекта лежат типичные закономерности, характерные для адсорбции поверхностно-активных веществ на жидких поверхностях раздела.
По эффективности действия в таком растворителе, как октан, полярные функциональные группы молекул поверхностно-активных соединений можно расположить в следующий ряд: СООН?ОН>N’Н2»S«СООR>СI. На первом месте располагаются органические кислоты, к ним близки спирты и амины.
Адсорбируемые металлом слои поверхностно-активных веществ образуются либо за счет непосредственного поступления молекул таких веществ к внешней поверхности металла, либо за счет миграции этих молекул вдоль дефектов кристаллической структуры металла — границ блоков, зерен, полых ядер и др., которые, обладая избыточной свободной энергией, служат местами избирательной адсорбции поверхностно-активных веществ. Напомним, что самые гладкие металлические поверхности имеют неровности высотою 0,05—0,1 мк, а наиболее грубо Сработанные — высотою 100—200 мк. Неровности располагаются по волнистой поверхности. Шаг волны 1000—10 000 мк. С адсорбцией на поверхности металла поверхностно-активных веществ изменяется и характер поведения дефектов. С их деформацией происходит развитие свободной поверхности, на которой поверхностно-активные вещества играют роль пластифицирующего слоя, снижая предел текучести металла и облегчая сдвигообразование в этом слое. Далеко не все поверхностно-активные вещества могут выполнять столь положительную роль, которая зависит от степени сродства активной группы молекулы к металлу, от температурной и механической прочности образующейся защитной пленки на поверхности трущегося тела. Огромное большинство химических соединений, обладающих полярностью, а следовательно, поверхностной активностью, не имеют этих качеств или ухудшают работу трущихся поверхностей.
Ребиндер и Епифанов рассматривают износ как поверх- постное диспергирование металла, происходящее в результате его многократной пластической деформации. Эта деформация приводит как к упрочнению металла, так и к его усталостному разрушению. Поверхностно-активные вещества, адсорбирующиеся или хемосорбирующиеся на границе трения, облегчают диспергирование металла на поверхностном слое, тем самым способствуя приработке его при высоких контактных давлениях. После периода приработки трущихся поверхностей гладкость металла значительно повышается, в результате чего снижается давление, поверхность становится более прочной и ее износ резко снижается. Противоизносные присадки должны ослаблять взаимодействие трущихся тел. Эффективность такой присадки будет в значительной мере определяться ее остаточным слоем на трущихся поверхностях, толщина которого зависит от химического строения присадки и растворяющей среды. Предполагают, что такие присадки создают или повышают расклинивающее давление и придают граничным слоям упругие свойства.
Расклинивающее давление и механическое упрочнение граничного слоя, возрастающие с увеличением длины адсорбируемой молекулы, зависят от числа молекулярных связей на единицу толщины граничного слоя и от препятствий взаимному вращению молекул. Весьма важна растворимость присадки, в молекуле которой содержится полярная функциональная группа, в углеводородной топливной среде. Чрезмерно малый углеводородный радикал молекулы присадки не обеспечит надлежащей ее растворимости в топливе. С увеличением углеводородного радикала удельное влияние полярной группы будет уменьшаться, а вместе с этим будет снижаться и эффективность присадки. Практически оптимальным является углеводородный радикал, состоящий из 16—20 углеродных атомов. Соединения с таким радикалом имеют достаточно высокие температуры кипения и разложения.
В топливах присутствует значительное количество поверхностно-активных веществ — кислородных, сернистых и азотистых соединений различной полярности. Среди них имеются соединения, способные образовывать на металле прочную защитную пленку, оказывающую пластифицирующее влияние па трущуюся металлическую пару. Необходимо изучить наиболее активные противоизносные компоненты поверхностно-активных веществ, присутствующие в топливе и заметно не ухудшающие его другие эксплуатационные качества.
Вследствие того что в гидрированных и гидроочищенных топливах поверхностно-активные вещества (сернистые, кислородные и азотистые соединения) практически полностью разрушаются, их противоизносные свойства намного ниже, чем у топлив, не подвергшихся гидрированию. Очищенные таким образом топлива следует 'применять в смеси с другими топливами, содержащими активные противоизносные вещества, или с достаточно эффективными присадками, в присутствии которых устранялся бы указанный дефект гидроочищенных (гидрированных) топлив.
Эффект действия на металл противоизносной пленки поверхностно-активного вещества определяется не мономолекулярным его слоем, как это представлялось многим, а ориентацией молекул, проникающих в поверхностный слой, металла на глубину в десятки молекулярных слоев. Граничный слой вещества в зоне трущейся пары поли молекулярен.
Характер связи между противоизносным слоем и металлом определить очень сложно. По-видимому, он зависит от »металла и химического строения вещества. Очевидно, возможна водородная связь, возникающая между функциональной группой поверхностно-активного вещества и металлом. Такой вид связи далеко не единственный. В целом эффективность противоизносных веществ будет определяться поверхностной энергией взаимодействия с металлом. Но отсюда вытекает важное обстоятельство. Большинство антиокислительных, антикоррозионных присадок, а также присадок, повышающих термическую стабильность топлив, могут оказаться эффективными в той или иной мере и как противоизносные присадки, поскольку все эти соединения обладают поверхностной активностью. Показано, например, что смесь фенолов, играющая роль антиокислителя в топливе, при сравнительно низких температурах оказалась одновременно эффективной противоизносной присадкой для топлива Т-2, приближая его по этому показателю к топливу ТС-1 без присадки. В определенном температурном интервале роль противоизносных присадок в топливе выполняли такие антиокислители, как ?-нафтол, N,N'-ди-втор-бутил-n-фенилендиамин, 2,6-ди-трет-бутилкрезол, n-оксидифениламин и др. Однако наиболее эффективны присадки, повышающие термическую стабильность топлив, поскольку они остаются работоспособными при сравнительно высоких температурах, что является важным условием для предотвращения или ограничения износа в трущейся паре. На практике это предположение хорошо подтверждается. Такие присадки, как высокомолекулярные алифатические амины и сополимеры эфиров метакриловой кислоты, улучшающие термическую стабильность топлив, оказались высокоэффективными противоизносными присадками при повышенных температурах. Защищенная присадкой поверхность металла, особенно меди и ее сплавов, не будет оказывать каталитически активного влияния на инициирование крайне нежелательных, быстро развивающихся при повышенных температурах реакций окисления.
Таким образом, для области повышенных температур возможен подбор и использование полифункциональных топливных присадок.
«Несущая» способность полимолекулярного граничного слоя довольно высокая. По данным работы, она находится в пределах 20—30 кГ/см2. При нагреве и достижении определенной температуры толщина граничного слоя присадки быстро уменьшается.
Жирные моиокарбоновые кислоты снижают трение при очень высоких контактных давлениях, достигающих показателя микротвердости металла. Лэнгмюр установил, что для удаления мономолекулярного слоя жирных кислот с поверхности металла необходимо его нагреть в вакууме при 340°С, поскольку кислоты на поверхности металла образуют мыла. Однако коррозия металлов, происходящая в результате их химического взаимодействия с кислотами, не позволяет рекомендовать последние в качестве противоизносных присадок.
Образование в топливе твердой фазы за счет процессов окислительного уплотнения нестабильных компонентов и агрегирования ее с минеральными загрязнениями, продуктами коррозии и другими веществами с зольными элементами увеличивает износ работающих в топливной среде трущихся пар. В данном случае твердую фазу (термические осадки, загрязнения) можно рассматривать как абразив. Естественно, что присадки, улучшающие термическую стабильность топлив, т. е. предотвращающие образование твердой фазы, или способствующие освобождению топлив от загрязнений, будут играть также роль противоизносных присадок. К таким присадкам будут относиться и алифатические высокомолекулярные амины, и сополимеры эфиров метакриловой кислоты, которые следует в связи с этим рассматривать как полифункциональные присадки.
|