Растворимость в углеводородах и водяного пара в топливе
В нефтяных дистиллятах, товарных топливах и индивидуальных углеводородах растворяются газы и пары.
Практическое значение имеет растворимость в углеводородных смесях воздуха и основных его составляющих компонентов: азота, кислорода и водяных паров. Все процессы окисления углеводородов и неуглеводородных органических примесей зависят от весовой концентрации кислорода, растворенного в углеводородной среде. Азот как инертный газ ограничивает или предотвращает эти явления, крайне ухудшающие эксплуатационные качества топлив.
Кислород и влага вызывают коррозию металлов, применяемых для изготовления транспортных средств и тары для хранения топлив. В результате коррозии сильно изнашиваются механизмы и загрязняются топлива. В контакте с водой топлива могут также загрязняться быстро размножающимися микроорганизмами и продуктами их жизнедеятельности.
Источником воды в топливе являются водяные пары, содержащиеся в воздухе. Поскольку концентрация водяных паров в воздухе непостоянная, степень обводненности топлив изменяется.
В зависимости от температуры и относительной влажности окружающей атмосферы содержание растворимой (гигроскопичной) соды будет увеличиваться или уменьшаться. Избыток для данных условий воды будет испаряться в атмосферу, если температура окружающего воздуха выше температуры топлива, или конденсироваться и выводиться из топлива путем отстоя, если температура окружающего воздуха будет ниже температуры топлива (охлаждение). Конденсация в топливе избыточной воды начнется с появления мельчайших капель, укрупняющихся и образующих нижний подтопливный слой. Скорость отстоя зависит от вязкости, температуры системы, толщины слоя жидкости. Выделение и отстой избыточной влаги из топлива при резком понижении температуры может сопровождаться образованием кристаллов льда, остающихся, вследствие своей малой плотности, над топливом или в толще жидкости во взвешенном состоянии.
Воздух и составляющие его газы, в том числе водяной пар, проникают в жидкую фазу двумя путями: растворяясь в процессе диффузии, а также при перемешивании топлива. Растворимость газов и паров зависит от химической структуры растворителя, природы и парциального давления растворяющегося газа или пара, температуры окружающей среды и подчиняется закону Генри. По этому закону концентрация С растворенного в жидкости газа или пара пропорциональна его парциальному давлению Р, а отношение этих величин соответствует постоянному для данных условий коэффициенту пропорциональности К:
Растворимость нескольких газов в одном и том же растворителе будет пропорциональна парциальному давлению каждого из них в данных условиях. Для водяного пара было показано, что коэффициент пропорциональности К равен отношению максимально возможной концентрации воды Смакс. в углеводороде при данной температуре к давлению насыщенных водяных паров Рнас. в. в воздухе при той же температуре:
Концентрация растворенной воды в углеводородах пропорциональна относительной влажности воздуха.
Аэрация топлив происходит за счет механического вовлечения воздуха, а вместе с ним и водяного пара, в толщу жидкости при ее распыливании (перекачка, слив открытой струей, перемещение слоя жидкости при транспортировании и т. п.). При этом воздух и его составляющие проникают в толщу жидкости в виде пузырьков различных размеров. При спокойном состоянии топлива пузырьки газов будут, поднимаясь, выделяться из жидкости. При этом объем пузырьков уменьшится из-за частичного растворения газа в жидкости. Растворение в жидкости всплывающих газовых пузырьков представляет собою диффузионный процесс, заключающийся в образовании на граничной поверхности жидкость—газ насыщенного газом раствора и в уносе вещества от поверхности.
Скорость растворения пузырьков газа в жидкости и длина пути, пробегаемого пузырьками до их полного растворения при различных режимах всплывания, могут быть рассчитаны. Скорость выделения газовых пузырьков зависит от вязкости жидкости и коэффициента диффузии газа или пара в углеводородной среде, а объем пузырька газа или пара — от насыщения газами жидкости при данной температуре и длительности их прохождения по высоте слоя жидкости.
При одинаковых температурах растворимость кислорода в углеводородной смеси значительно больше, чем азота. Так, в бензоле при 25°С растворяется кислорода 0,22 м3/м3, а азота 0,12 м3/м3.
В топливе, насыщенном газом, другой газ уже не растворяется. При насыщении реактивного топлива азотом (0,006 вес. % при нормальных условиях) растворение в этом топливе кислорода исключалось.
Тот факт, что растворимость кислорода в углеводородных смесях больше, чем азота, весьма отрицательно сказывается при эксплуатации топлив. При обмене с воздухом топливо обогащается кислородом, в связи с чем концентрация его в жидкой фазе возрастает. С увеличением концентрации кислорода интенсивность окисления компонентов топлива усиливается.
При нормальных условиях в топливе растворимость кислорода на 60—70% выше, чем азота. Объемное соотношение азота и кислорода в растворенной газовой смеси равно 2,07:1, в то время как в воздухе оно составляет 3,76: 1. Поэтому на высоте 8000 м при пониженном давлении выделяющийся из авиационного топлива воздух содержит 26—30% кислорода. При такой его концентрации теоретически возможно воспламенение паров топлива. Следовательно, взрывоопасность авиационных топлив на высоте значительно возрастает.
Следует заметить, что деаэрация топлива, или скорость выделения пузырьков газа, в сильной степени зависит от чистоты жидкости. В присутствии следов загрязнений и примесей поверхностно- активных веществ (в том числе смол) скорость выделения пузырьков газов резко снижается. Это происходит из-за задержки движения жидкости на нижней (кормовой) части пузырька. При введении на 1 моль воды 3 • 10-6 молей октилового спирта количество выделяющегося из воды воздуха значительно снижается. По-видимому, такая концентрация октилового спирта в воде соответствует пределу адсорбции этого вещества на нижней (кормовой) поверхности пузырька воздуха.
Растворимость кислорода и азота в топливе с повышением температуры увеличивается, однако это происходит не столь интенсивно, как для водяного пара.
При 18—20 °С углеводороды и их смеси растворяют кислорода (в м3/м3):
В сравнимых условиях растворимость кислорода уменьшается с повышением температуры кипения топлив. Растворимость его возрастает с увеличением парциального давления кислорода в воздухе (табл. 75).
Растворимость кислорода в углеводородах значительно выше, чем в воде. При парциальном давлении 160 мм рт. ст. в воде растворяется 6 см3/л кислорода, т. е. в пять раз меньше, чем в газойле и в 20 раз меньше, чем в пентане в аналогичных условиях. Эти данные также показывают, насколько сильно может изменяться концентрация кислорода в топливах. В авиационных бензинах содержание растворенного кислорода при 20 °С колеблется в пределах от 3,5 до 43,7 см3/л или от 7 до 87 мг/кг.
В. Г. Березкин и В. Р. Алишоев определили на газохроматографе содержание растворенного кислорода в товарных дистиллятных топливах, имеющих различные пределы кипения. Точность определения ±4%. Для равновесного состояния при температуре 20 °С и нормальном давлении, при котором концентрация кислорода в топливе не изменялась даже с продувкой воздуха, были
установлены следующие значения растворимости кислорода (в см3/100 мл топлива):
С увеличением плотности, молекулярного веса составляющих топливо углеводородов и температуры выкипания в сопоставимых условиях растворимость кислорода падает. Максимальное количество кислорода в топливе обнаруживается после его фильтрации. При фильтрации многократно увеличивается поверхность жидкости, вступающей в контакт с воздухом. Происходит не только растворение газов, но и аэрирование топлива. При пересыщении топлив воздухом и его частичном выделении могут образовываться нестойкие пены. Из вязких продуктов, например керосинов, наиболее полно воздух может быть удален при помощи механического перемешивания в условиях, предотвращающих проникновение в жидкую фазу новых порций воздуха (при небольшом вакууме).
В патентной литературе приводятся методы выделения кислорода из топлива. Предлагается обрабатывать нефтепродукты твердыми щелочными и щелочно-земельными металлами, сульфитами аммония, натрия (твердыми солями, но не их растворами) в атмосфере инертного газа — азота.
Считают, что в углеводородных смесях (от бензина до смазочных масел.) при нормальном давлении и температуре может раствориться воздух от 7 до 25% объема, занимаемого нефтепродуктом.
Ниже приведены значения растворимостей воздуха при 15,5°С для керосинов различных сортов:
Растворимость воздуха в керосинах мало зависит от их состава, содержания растворенной воды и свойств. Различие в растворимости воздуха (газов) связано с поверхностным натяжением топлив. Чем ниже поверхностное натяжение, тем выше растворимость.
Сильное внезапное выделение растворенного в топливе воздуха или других газов, часто обусловленное интенсивным перемешиванием топлив, вызывает их вспенивание. Вспенивание может происходить в баках самолета в связи с быстрым набором высоты (понижение давления окружающей атмосферы, см. рис. 57), а также в связи с интенсивным перемещением при этом топлива в баках.
При одинаковых температуре и давлении растворимость воды в углеводородах падает с увеличением их молекулярного веса и, следовательно, с повышением температуры кипения. С повышением температуры углеводородной смеси растворимость воды резко возрастает. Так, в керосине растворимость воды при 200 °С увеличивается в 13 раз, а в смазочном масле (молекулярный вес 434) в 6 раз по сравнению с растворимостью в этих же продуктах при 100°С. Из углеводородов наиболее влагоемок бензол. С увеличением длины и числа боковых цепей в молекуле гомологи бензола становятся менее гигроскопичными и, наконец, по этому показателю приближаются к углеводородам иного строения. Так, по растворимости воды пропилбензол и мезитилен будут мало отличаться от гептана (табл. 76). При низких, в том числе отрицательных температурах (от —2 до 20°С) растворимость воды в углеводородах невелика (0,001—0,005 вес. %). Скорость изменения содержания воды в топливе будет определяться скоростью диффузии паров воды из топлива в воздух и обратно, растворенных паров воды в толще углеводородной смеси, конвекционных токов в этой смеси, а также отношением поверхности соприкосновения топлива с воздухом к объему топлива, залитого в емкость.
Интересную закономерность можно заметить для углеводородов различных молекулярных весов и строения, если представить растворимость в них воды на логарифмической сетке (рис. 58). Различие в растворимости возрастает с понижением температуры системы из-за конденсации и вымерзания воды. При температуре ниже 15 °С прежде всего освобождаются от воды низкомолекулярные углеводороды, относящиеся к классу алканов. Алкены, алкадиены и моноциклические ароматические углеводороды в равных температурных условиях задерживают в 3—4 раза больше воды, чем низкомолекулярные алканы. С увеличением температуры и, следовательно, давления насыщенных паров углеводородов различия, связанные с их строением, исчезают; растворимость резко возрастает. При 230—250 °С для всех углеводородов, в том числе для их смесей, линия растворимости проходит через одну как бы фокусную точку. В этой точке растворимость воды достигает приблизительно 20 мол. %, в то время как при 15,6 °С для углеводородов различного химического строения она составляет 0,015—0,5 мол. %, т. е. в 1600—40 раз меньше. Логарифм молярной растворимости воды в углеводородах соответствует прямой линии, являющейся функцией от температуры. На этом основании составлена номограмма, по которой достаточно точно можно определять изменение растворимости воды в углеводородах в интервале от 10 до 204 °С (рис. 59)
Для определения влагосодержания в индивидуальных углеводородах или нефтепродуктах, указанных в номограмме, значение заданной температуры на левой шкале соединяют прямой с соответствующей точкой и продолжают прямую до пересечения с правой шкалой. В точке пересечения прямой с правой шкалой будет искомое значение. Например, для бензола при 80 °С растворимость воды составит 1,24 мол. %.
В табл. 77 приведены данные о растворимости воды при различных температурах в некоторых индивидуальных углеводородах.
Из этих данных видно, что не только температура, но и строение углеводородов оказывает значительное влияние на количество растворимой воды. Колебания содержания воды, растворенной в нефтепродуктах, обусловленные изменениями температуры, вызывают особые затруднения при их хранении и эксплуатации. Растворимость воды изменяется со сменой времени суток (день—ночь), времени года (зима—лето), климатического пояса, степенью насыщения воздуха влагой (приморские районы, пустыни), а для авиационных топлив, кроме того, с высотой полета.
С понижением температуры окружающей среды и охлаждением топлива избыток воды конденсируется и выделяется в виде эмульсионной фазы. Так, при охлаждении в баке поднимающегося самолета 9000 л авиационного топлива с 15 до 0 °С выделилось 0,4 л воды.
Скорость насыщения водой предварительно осушенного топлива до равновесного состояния с влажностью окружающего воздуха велика. Так, при 17 °С и 100%-ной влажности воздуха топливо Т-1 насыщалось влагой до содержания 0,005 вес. % в течение 1,5 ч; до 0,0055% в течение 4 ч; при 0 °С максимум достигался через 2 ч. Из данных, приведенных ниже, видно, насколько значительно влияние температуры на содержание в топливе растворенной воды:
Система топливо — вода — кислород — азот находится в непрерывно изменяющемся динамическом равновесии, не подчиняющемся регулированию до тех пор, пока топливо не будет изолировано от окружающего воздуха. Между тем в условиях производства, транспортирования и применения огромных количеств нефтяных топлив их полная изоляция от окружающей среды едва ли осуществима.
|