Теплоемкость топлива
Под теплоемкостью понимают количество тепла, необходимое для увеличения температуры массы вещества на один градус при данных температуре и давлении.
Иными словами, теплоемкость отвечает отношению количества тепла, сообщаемого системе в каком-либо процессе, к соответствующему изменению температуры. Различают истинную теплоемкость, характерную для данной температуры, и среднюю — для определенного интервала температур. Теплоемкость относят к единице массы вещества (удельная)—кал/(г • град), или ккал/ (кг • град), к единице объема при нормальных условиях — ккал/ (
м3 • град), к 1 молю (килограммолю) — ккал (кмоль • град).
Для жидкостей чаще всего используют значение средней удельной теплоемкости при постоянном объеме (с?) или давлении вещества (ср); для газов используют молярную теплоемкость при постоянном объеме (с?) или давлении (ср).
Для газов в термодинамических расчетах важное значение имеет показатель адиабаты К — отношение теплоемкости при постоянном давлении к теплоемкости при постоянном объеме:
При одинаковых условиях (давление и температура) и одинаковом подводе тепла тело, обладающее большей теплоемкостью, будет нагреваться до более низкой температуры, чем тело, имеющее меньшую теплоемкость. Это весьма важное обстоятельство следует учитывать при оценке степени нагрева жидких топлив за счет подвода тепла от постороннего источника. Так, при сверхзвуковом полете, когда корпус самолета будет нагреваться теплом, образующимся при аэродинамическом трении, до более высокой температуры нагреется в баке топливо, которое будет состоять из углеводородов с меньшей теплоемкостью. При этом такое топливо, если оно не будет отличаться повышенной термической стабильностью, подвергнется более глубокому и ускоренному термохимическому распаду. Проиллюстрируем это примером.
Допустим, при 0°С к 1 кг гексана со средней удельной теплоемкостью при постоянном объеме с? = 0,3596 ккал/(кг • град) подведено извне Q = 10 ккал тепла. При этом гексан дополнительно нагреется (без учета потерь тепла, в том числе на частичное испарение) на ?t = 28°С. В таких же условиях бензол со средней удельной теплоемкостью при постоянном объеме с? = 0,1998 ккал/(кг • град) нагреется на ?t = 50°С. Таким образом, в одинаковых условиях теплоподвода бензол подвергнется воздействию несравненно большей температуры, чем гексан.
Теплоемкость углеводородов весьма существенно определяет термическую стабильность топлив при их нагреве.
На рис. 23 показано изменение удельной теплоемкости в зависимости от температуры однотипных по строению углеводородов, а на рис. 24 — изменение удельной теплоемкости керосинов (200—260°С) различного химического состава, представляющих реактивные топлива для сверхзвуковых самолетов. Разница между теплоемкостями авиационных топлив составляет ±8%. Однако при одинаковом теплоотводе замена топлива смешанного состава изоалкановым позволит снизить температуру топлива на 20°С, т. е. создадутся условия, при которых его термическая стабильность будет выше.
В табл. 23 приведены удельные теплоемкости жидких углеводородов различного химического строения.
С увеличением молекулярного веса теплоемкость жидких углеводородов в пределах одного гомологического ряда незначительно падает. Так, при переходе от нонана к гексадекану в пределах от 0 до 50 СС теплоемкость снижается на 1,5%. Теплоемкость углеводородов с повышением температуры возрастает. Например, теплоемкость гексадекана при изменении температуры с 38 до 150 °С увеличивается на 18%. В целом в указанном температурном пределе теплоемкость жидких углеводородов различного строения будет увеличиваться на 15—30%. При одинаковой температуре и нормальном давлении максимальную теплоемкость будут иметь алканы и изоалканы. Так, при 80—90°С теплоемкость додекана на 21% больше, чем у дициклогексила, и на 32% больше, чем у дифенила, содержащих то же число углеродных атомов (см. табл. 23). Таким образом, в сравнимых условиях среди жидких углеводородов наибольшей теплоемкостью характеризуются алканы, наименьшей — ароматические углеводороды. Цикланы занимают промежуточное положение (табл. 24). Углеводороды циклапового и смешанного алкано-цикланового строения наиболее полно отвечают многочисленным эксплуатационным требованиям.
В табл. 25 приведены определенные при различных температурах удельные теплоемкости двух реактивных топлив: Т-1, выкипающего в пределах 150—280°С, и Т-5, выкипающего в пределах 200—310°С.
Как видно из данных табл. 25, при нагреве реактивных топлив от 20 до 270 °С их теплоемкость возрастает примерно на 60%. Следовательно, при одинаковом подводе тепла в области более высоких температур топливо будет нагреваться с меньшей интенсивностью, чем в области низких температур.
Если с повышением температуры удельная теплоемкость жидких топлив возрастает, то с повышением давления она незначительно падает. Так, при 20 °С под давлением 100 ат теплоемкость топлива Т-1 снижается всего лишь на 5% по сравнению с теплоемкостью под давлением 1 ат (табл. 26).
Для определения удельной теплоемкости могут быть использованы эмпирические формулы. Так, для определения средней удельной теплоемкости жидких нормальных алканов (с?) в температурных пределах от 0 до 50 °С предлагается формула:
где п — число углеродных атомов в молекуле углеводорода.
Теплоемкость жидких углеводородных топлив при 0°С можно вычислить по эмпирической формуле:
где ?—плотность топлива (?415); А—коэффициент, равный для алканов 0,42, для ароматических углеводородов группы бензола 0,37, для смесей 0,403.
Ошибка по сравнению с экспериментальными данными для топлив плотностью ?415 =0,72—0,96 в интервале от 0 до 400°С не превышает 4%.
С увеличением плотности теплоемкость углеводородных топлив уменьшается. В зависимости от химического состава товарных углеводородных топлив наибольшее различие между их теплоємкостями может достигать 15%.
Зная плотность, можно подсчитать удельную теплоемкость углеводородной смеси типа керосина при постоянном давлении по формуле:
где ?—плотность при 15,6 °С, г/см3; t — температура, которой соответствует теплоемкость, °С.
Истинную удельную теплоемкость при иной температуре и постоянном давлениии для углеводородных смесей типа керосина пересчитывают по формуле:
где сp0 — теплоемкость при 0°С и абсолютном давлении 1 ат, ккал/(кг • град); t — температура, для которой определяется теплоемкость; а — коэффициент (для интервала температур от 0 до 200 °С он равен 0,001).
Для термодинамических расчетов и оценки энергетической способности топлив необходимо знать теплоемкость их паров. Зная истинную теплоемкость паров при 0°С, можно рассчитать среднюю теплоемкость паров индивидуальных углеводородов и их смесей в интервале температур от 0 до 300 °С при помощи такого же уравнения:
где ср — удельная теплоемкость паров при постоянном давлении и температуре от 0 до ккал/(кг • град); сpо—удельная теплоемкость паров при постоянном давлении и температуре 0°С, ккал/(кг- град); t — температура, для которой определяется теплоемкость ср; а — коэффициент, равный для паров алканов, алкенов и топлив 0,0012, для цикланов 0,0015, для ароматических углеводородов 0,0020.
Теплоемкость паров углеводородов возрастает с молекулярным весом углеводородов, а также с увеличением температуры и мало различается для углеводородов различного строения с одинаковым числом углеродных атомов в молекуле.
В табл. 27 приведена удельная теплоемкость (ср) паров стандартных реактивных топлив Т-1 и Т-5 при абсолютном давлении 1 ат и различных температурах.
|