Главная Топливо для двигателей Расчет топливных сепараторов Схемы включения сепаратора в топливную систему
Схемы включения сепаратора в топливную систему

Схемы включения сепаратора в топливную систему

Сепара­тор может быть включен в топ­ливную систему по различным вариантам: последовательно пос­ле отстойной цистерны, минуя отстойную цистерну, байпасно. Режимы работы сепаратора так­же изменяются в зависимости от концентрации примесей в топли­ве. На рис. 59 изображены 3 возможные схемы включения се­паратора в топливную систему.

Схемы включения сепаратора

В схеме I топливо с концен­трацией С0, забираемое из ци­стерны А, очищается в сепара­торе, где концентрация диспер­сной фазы понижается до С1, и поступает в цистерну Б. При этом для обеспечения на вы­ходе из сепаратора концентрации С1 его производитель­ность должна быть Q. Тогда время работы сепаратора для очистки топлива объемом W составит ?1 = W/Q.

Во II схеме (байпасная схема включения сепаратора) концентрация дисперсной фазы является переменной во времени величиной С = f (?). Время сепарации по этой схеме включения можно найти из выражения

III схема (комбинированная) является сочетанием первой и второй схем. Процесс очистки в ней разбит на 2 этапа. Сначала топливо с концентрацией С0, забираемое из цис­терны А, очищается в центробежном сепараторе и поступа­ет в цистерну Б. При этом сепаратор настраивают на про­межуточную производительность Qnp, при которой концентрация дисперсной фазы на выходе из сепаратора со­ставит Спр, (причем Спр > С1). Время работы сепара­тора на этом этапе ?3' = W/Qпр.

После сепарации всего топ­лива начинается второй этап работы. Топливо для очистки в сепараторе (при байпасной схеме включения) поступает из цистерны Б. При этом се­паратор должен работать до тех пор, пока концентрация в цистерне не снизится до требуемого значения С1 (кон­центрация здесь будет изменяться от Спр до С1). Вре­мя работы сепаратора на втором этапе

Суммарное время работы сепаратора по схеме III скла­дывается из времени первого и второго этапов

Сравнивая затраты времени на очистку топлива данно­го объема (т. е. снижение концентрации от первоначальной С0 до требуемой С1) по трем схемам включения сепаратора, можно видеть, что в III схеме время ?3 зависит от проме­жуточной концентрации примесей Спр. Анализ показал, что оптимальное значение промежуточной концентрации Спропт можно рассчитать по формуле

Зависимости времени работы сепаратора по различным схемам включения

На рис. 60 приведены результаты расчета времени ра­боты сепаратора по трем рассмотренным схемам для исход­ной концентрации воды С0 = (0,8?4,0)%. Конечная кон­центрация принята равной 0,4 %. [По оси ординат отложе­но не абсолютное время ?, а ? / (aW)]. Из рисунка 60 видно, что при больших значениях С0 наиболее эффективна ком­бинированная схема включения III).

Так, при начальной доле в топливе воды С0 = 4,0 % схема III в 1,5 раза эффективнее схемы I и в 3 раза байпасной схемы III. Однако если задаться начальной долей воды С0 менее 1 %, то эф­фективнее схема II.

Таким образом, при малых значениях начальной кон­центрации воды (до 0,8%) наиболее эффективна схема II; при концентрациях воды в пределах 1 — 1,5% рекоменду­ется применять схему I; при С0 >1,5% эффективнее схе­ма III (комбинированная), причем ее эффективность уве­личивается с ростом доли в топливе воды; в случае повы­шенного («аварийного») обводнения топлива рекомендуется комбинированная схема, при этом сепаратор необходимо настраивать на обеспечение оптимальной промежуточной концентрации Спропт согласно выражению (59).