Экономический эффект систем очистки топлив
Основное преимущество схемы очистки, в которой установлены автоматизированная фильтрационная установка с центробежным сепаратором, — значительное снижение потерь горючей части топлива при его очистке, что позволяет экономить расход топлива в целом на всю энергетическую установку.
В соответствии с Методикой определения годового экономического эффекта, полученного в результате внедрения новой техники, экономический эффект Э (р.) от внедрения на судах рациональной схемы очистки можно подсчитать так:
где Сс, Сн— удельные эксплуатационные расходы (себестоимость единицы продукции) соответственно до и после внедрения новой схемы, р./т;
Е — нормативный коэффициент;
Кс, Кн — соответственно удельные капитальные затраты на единицу продукции до и после внедрения, р./т;
Мт — масса тяжелого топлива, расходуемого в двигателях, тыс. т.
Удельные эксплуатационные расходы, связанные с использованием тяжелого топлива, можно представить с учетом потерь при сепарации (до внедрения новой схемы) следующим образом:
где а1 — коэффициент, учитывающий увеличение эксплуатационных расходов на топливо вследствие потери его при сепарации;
Ст — стоимость 1 т тяжелого топлива по прейскуранту цен, р./т.
Удельные эксплуатационные расходы, связанные с использованием тяжелого топлива с учетом потери его при фильтрации (после внедрения новой рациональной схемы),
где a2 — коэффициент, учитывающий фактическое увеличение эксплуатационных расходов на топливо вследствие потери его при фильтрации.
Удельные капитальные затраты, связанные с очисткой топлива для исходной и рекомендуемой схемы, практически одинаковы. Это объясняется тем, что для замены сепаратора фильтрационной установкой практически не нужны дополнительные капитальные затраты. Кроме того, разница в стоимости их незначительна и ею можно пренебречь, поэтому можно принять Kс ? Кп. Тогда вид формулы (64) будет такой:
В качестве исходного варианта принята действующая на судах схема очистки тяжелого топлива, где в качестве основных агрегатов очистки приняты самоочищающиеся сепараторы. На основании опытных данных при использовании такой схемы очистки потери горючей части тяжелых топлив составляют 1,5>%, т. е. коэффициент а1 = 1,015.
В рекомендуемой комплексной схеме очистки в качестве основного средства очистки взята фильтрационная установка. Потерн тяжелою топлива при фильтрации составляют 0,5%, т. е. коэффициент а2 = 1,005.
Наряду с экономией топлива внедрение технологической схемы окажет значительное влияние на снижение затрат при обслуживании. Как показали эксплуатационные испытания фильтров, трудоемкость снижается приблизительно в 4 раза.
|