Системы топливоподготовки
Так как системы топливоподготовки, как правило, комплектуют из готовых элементов и узлов, то целесообразно сравнивать существующие типовые конструкции основных элементов анализируемых систем как по физико-техническим, так и по технико-экономическим критериям.
Для сопоставления очистки топлив двумя принципиально отличными методами (фильтрацией и сепарацией) целесообразно сравнивать между собой лучшие с точки зрения использования в современных системах топливоподготовки сепаратор с лучшей автоматизированной фильтрационной установкой по критериям сравнительной оценки. Авторы провели сравнительный анализ сепараторов различных марок. По физико-техническим критериям сепаратор РХ-309 фирмы «Лаваль» является наилучшим по сравнению с сепараторами других марок. Сравнительные испытания сепараторов МАРХ-309С фирмы «Лаваль» и отечественного СЦС-3 показали, что последний не уступает по эффективности очистки. Поэтому, чтобы определить лучший центробежный сепаратор, необходимо сопоставить их технико-экономические критерии. В табл. 42 приведены основные конструктивные и эксплуатационные характеристики некоторых сепараторов отечественного и зарубежного производства.
По удельной массе M/Q (отношение массы к производительности) можно выделить три группы сепараторов, из которых наименьшая удельная масса у сепаратора САОЖ (M/Q = 0,14 кг·ч/л). Сепараторы РХ-309-00F, СОЗВ/О и СЦС-3 по этому показателю занимают промежуточное положение [MIQ — (0,23 ? 0,25) кг·ч/л]. Наибольшая удельная масса у сепаратора СЦ-3 (M/Q= 4,02 кг·ч/л). Наименьшая удельная мощность привода у отечественного сепаратора СЦС-3 (N/Q = 1,9 Вт·ч/л), наибольшая — сепараторов РХ-309-00Г и СЦ-3 [N/Q = (4,1 ? 4,7) Вт·ч/л]. У сепараторов САОЖ и СОЗВ/О N/Q = = (2,5 ? 3,5) Вт·ч/л.
Остальные технико-экономические критерии сепараторов близкие.
Проведенный анализ показал, что по рассматриваемым показателям лучшими являются сепараторы трех стран: Швеции, ФРГ и ГДР. По удельной мощности привода у сепаратора фирмы «Лаваль» несколько худшая характеристика, однако по эффективности очистки он является наилучшим. Таким образом, по технико- экономическим показателям наилучшим из рассмотренных марок сепараторов является сепаратор фирмы «Лаваль».
Авторы также выполнили технико-экономическую оценку эффективности использования фильтрационных установок. Результаты испытаний эффективности очистки топлив путем фильтрации показали, что по удалению механических примесей из топлив у фильтрационных установок различного конструктивного исполнения эффективность одинаковая, а по удалению воды несколько лучше установка Винслоу. Однако это преимущество не решающее, так как фильтр при работе на отечественных топливах теряет главное преимущество автоматических фильтрационных установок — отсутствие ручного труда. Фильтр Винслоу при эксплуатации необходимо периодически разбирать, промывать элементы в дизельном топливе для снятия осадка с их поверхности, так как фильтрующие элементы работают в режимах, не предусмотренных фирмами-изготовителями (гарантийный срок службы элементов составляет 3000 ч до момента увеличения перепада давления, равного 0,14 МПа). С этих позиций применение фильтров фирмы Софранс и фирмы Болл представляется более интересным, так как очистка от осадка в них фильтрующих элементов происходит автоматически.
В табл. 43 приведены показатели автоматических фильтрационных установок различных фирм. В ней же 43 приведены для сравнения также данные по автоматизированному фильтру тонкой очистки Скаматик, который предназначен только для очистки топлив от механических примесей.
Учитывая, что для судов речного флота перспективна установка с автоматической очисткой фильтрующих элементов от осадка, и принимая во внимание, что она более эффективна по отделению воды, установка Софранс, ее технико-эксплуатационные показатели могут служить основой для сравнения методов фильтрации и сепарации. Фильтр Скаматик (фирма «Скам») может быть использован только на линии подачи топлива в качестве автоматизированного фильтра тонкой очистки.
Технико-экономическая оценка эффективности очистки топлива путем сепарации и фильтрации представлена ниже. В табл. 44 приведены данные по критериям сравнительной оценки центробежного сепаратора фирмы «Лаваль» и фильтрационной установки фирмы «Софранс».
Из таблицы видно следующее:
после сепарации и фильтрации относительная концентрация механических примесей в очищенном тяжелом топливе ем практически одинакова, однако относительная концентрация воды ев более чем вдвое выше в топливе, очищенном путем фильтрации, что говорит о недостаточной эффективности очистки топлив в фильтрационных установках;
крупность разделения механических примесей dкр в зависимости от режима работы сепаратора колеблется от 6 до 10 мкм, при фильтрации в зависимости от модификации фильтра крупность разделения может составлять 10 км и более;
время, затрачиваемое на очистку топлива равного объема, при фильтрации и сепарации одинаковое;
важное преимущество фильтрации перед сепарацией — возможность значительно уменьшить потери горючей части топлива Вп, идущего в отходы (шлам). Потери топлива при фильтрации снижаются в 1,5—2 раза в сравнении с сепарацией. Уменьшение потерь топлива дает значительный экономический эффект, так как снижается общий расход топлива на двигатель, что в свою очередь повышает в целом экономичность силовой установки. Поэтому потери горючей части топлив при очистке являются важным фактором и их снижение при фильтрации делает этот метод очистки заманчивым и перспективным при использовании его в системе топливоподготовки;
затраты труда Втр при использовании фильтрационной установки почти в 5 раз меньше.
Затраты труда на 1 цикл при сепарации связаны с необходимостью настройки сепаратора при очистке топлива новой марки, выбора регулировочных шайб, оптимальных режимов и пр. Несмотря на то что сепараторы на судах автоматизированы, такие трудоемкие работы, как разборка и сборка барабана, очистка от налипших на поверхности тарелок смолистых отложений и т. д., выполняют вручную. При эксплуатации фильтрационных установок операции по разборке и сборке фильтров весьма редки. В результате, как показали эксплуатационные испытания, высвобождается обслуживающий персонал;
по степени автоматизации технологического процесса фильтрация имеет несомненные преимущества перед сепарацией;
так как технологический процесс очистки в фильтрационных установках автоматизирован полностью и значительно проще, чем в центробежных сепараторах.
Современная система топливоподготовки должна содержать средства очистки, которые по степени автоматизации соответствуют знаку автоматизации главной дизельной установки;
строительная стоимость и затраты энергии практически одинаковы при использовании сепараторов и фильтрующих установок.
Таким образом, в результате сравнительной оценки эффективности использования центробежных сепараторов и фильтрационных установок по физико-техническим и технико-экономическим критериям установлено, что у фильтрации значительные преимущества перед сепарацией, это перспективный метод очистки тяжелых топ лив. Преимущество фильтрации заключается прежде всего в значительно меньших потерях горючей части топлив и возможности полной автоматизации процесса очистки. Однако более низкая эффективность очистки топлива от воды не позволяет в настоящее время ограничиться использованием в системах топливоподготовки только фильтрационной установки без центробежного сепаратора. Поэтому в рекомендуемых системах топливоподготовки центробежный сепаратор необходимо использовать в случае повышенной доли в топливе воды.
|