Главная Топливо для двигателей Очистка топлива Определение фильтруемости топлив
Определение фильтруемости топлив

Определение фильтруемости топлив

При недостаточной стабильности топлива ухудшаются его эксплуатационные показатели, в результате чего воз­можны неполадки и отказы в работе двигателя.

Со стабильностью топлива тесно связана его склонность к от­ложениям и загрязнению. В зависимости от количества за­грязнений в топливе изменяется и его фильтруемость, на которую существенно влияет химический состав входящих в топливо углеводородов. Нафтеновые кислоты особен­но снижают фильтруемость топлива. При этом забиваются фильтры тонкой очистки, а иногда и грубой очистки. Но особенно ухудшаются фильтрационные характеристики топлива в присутствии воды, так как нафтеновые кислоты с водой образуют студенистые рыхлые отложения. Дизельные топлива, не говоря уже о моторных вязких топливах, обла­дают склонностью к термическому и окислительному распаду. Низкая стабильность дизельных топлив способствует накоплению смол. В составе топливных смол обнаружено значительное количество кислородных, сернистых и азо­тистых соединений. Наиболее склонны к смолообразова­нию ароматические углеводороды. Таким образом, в топливе образуются частицы загрязнений, состоящие из воды, смол и минеральных веществ.

Способность топлива не забивать фильтры оценивают ко­эффициентом фильтрации. Метод определения коэффици­ента фильтрации топлива основан на изменении пропуск­ной способности фильтра при последовательном пропус­ке через него определенных количеств топлив. Для проведе­ния испытаний необходимы следующие оборудование и ре­активы: аппарат для определения коэффициента фильтрации, воронка стеклянная вместимостью 50 мл или колба, стакан стеклянный вместимостью 400—500 мл, цилиндр 1—50 или 1 —100, штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора, секундомер, резина круглого сечения для уплотнений, бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм, эфир петролейный или бензин.

Прибор для определения фильтруемости топлив и зависимость срока службы фильтров от коэффициента фильтрации

На рис. 88 изображена конструкция прибора для опре­деления коэффициента фильтрации. В металлическую оправу 2 аппарата укреплена стеклянная градуированная в мил­лиметрах трубка 1 с нанесенными рисками А и В, оганичичивающими объем в 2 мл. Конец трубки установлен в металлическую оправу и загерметизирован эпоксидной смо­лой. Одноходовой кран 9 (А-2,5) помещен в оправу филь­трационного устройства 5 и загерметизирован также эпок­сидной смолой. Оправа фильтрационного устройства размещена в корпусе 6. Находящаяся в оправе фильтра­ционная бумага 4 уплотнена резиновыми прокладками 3 и 7, зажимаемыми между оправой 2 и седлом фильтра 8.

Перед определением коэффицента фильтрации пробу топлива тщательно перемешивают в течение 2—3 мин и 250 мл пробы выливают в стеклянную посуду, предвари­тельно вымытую и просушенную. Детали прибора промыва­ют бензином и сушат. В оправу фильтра помещают бумаж­ный фильтр диаметром 17 мм, укладывают резиновые прок­ладки и седло фильтра. Собирают прибор. Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют зажимами в вертикаль­ном штативе. Под прибор устанавливают стакан для отвода отфильтрованного топлива. Перед испытанием пробу топли­ва выдерживают 15 мин при температуре испытаний, кото­рые проводят при 10—40 °С.

Испытания проводят так. Кран аппарата перекрывают и наливают в стеклянную трубку тщательно перемешанное топливо на 0,3—0,5 мл выше метки В. Затем в делительную воронку или мерную колбу наливают 45 мл испытуемого топлива. После 2 мин выдержки и когда уровень топлива достигнет верхней метки в аппарате, открывают кран, одновременно включая секундомер и измеряя время исте­чения 2 мл топлива т1 от верхней метки градуированного стекла до нижней. Не прекращая фильтрации, в стеклян­ную трубку аппарата доливают топливо из делительной воронки, поддерживая уровень на 2—3 мл выше верхней метки. После того как все испытуемое топливо перейдет в бюретку и его уровень опустится до верхней метки, изме­ряют время истечения последних 2 мл топлива ?2 от метки В до А. За коэффициент фильтрации принимают отношение времени фильтрации последних 2 мл топлива ?2 ко времени фильтрации первых 2 мл топлива ?1 т. е.

За результат испытаний принимают среднее арифмети­ческое двух параллельно выполняемых изменений, расхож­дение между которыми не превышает 10%. Чем ближе зна­чение коэффициента фильтрации к единице, тем лучше ка­чество дизельного топлива. Коэффициент фильтрации ди­зельного топлива обычно равен 2—3.

Зависимость срока службы топливных фильтров дизелей от коэффициента фильтрации изображена на рис. 89.