Определение фильтруемости топлив
При недостаточной стабильности топлива ухудшаются его эксплуатационные показатели, в результате чего возможны неполадки и отказы в работе двигателя.
Со стабильностью топлива тесно связана его склонность к отложениям и загрязнению. В зависимости от количества загрязнений в топливе изменяется и его фильтруемость, на которую существенно влияет химический состав входящих в топливо углеводородов. Нафтеновые кислоты особенно снижают фильтруемость топлива. При этом забиваются фильтры тонкой очистки, а иногда и грубой очистки. Но особенно ухудшаются фильтрационные характеристики топлива в присутствии воды, так как нафтеновые кислоты с водой образуют студенистые рыхлые отложения. Дизельные топлива, не говоря уже о моторных вязких топливах, обладают склонностью к термическому и окислительному распаду. Низкая стабильность дизельных топлив способствует накоплению смол. В составе топливных смол обнаружено значительное количество кислородных, сернистых и азотистых соединений. Наиболее склонны к смолообразованию ароматические углеводороды. Таким образом, в топливе образуются частицы загрязнений, состоящие из воды, смол и минеральных веществ.
Способность топлива не забивать фильтры оценивают коэффициентом фильтрации. Метод определения коэффициента фильтрации топлива основан на изменении пропускной способности фильтра при последовательном пропуске через него определенных количеств топлив. Для проведения испытаний необходимы следующие оборудование и реактивы: аппарат для определения коэффициента фильтрации, воронка стеклянная вместимостью 50 мл или колба, стакан стеклянный вместимостью 400—500 мл, цилиндр 1—50 или 1 —100, штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора, секундомер, резина круглого сечения для уплотнений, бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм, эфир петролейный или бензин.
На рис. 88 изображена конструкция прибора для определения коэффициента фильтрации. В металлическую оправу 2 аппарата укреплена стеклянная градуированная в миллиметрах трубка 1 с нанесенными рисками А и В, оганичичивающими объем в 2 мл. Конец трубки установлен в металлическую оправу и загерметизирован эпоксидной смолой. Одноходовой кран 9 (А-2,5) помещен в оправу фильтрационного устройства 5 и загерметизирован также эпоксидной смолой. Оправа фильтрационного устройства размещена в корпусе 6. Находящаяся в оправе фильтрационная бумага 4 уплотнена резиновыми прокладками 3 и 7, зажимаемыми между оправой 2 и седлом фильтра 8.
Перед определением коэффицента фильтрации пробу топлива тщательно перемешивают в течение 2—3 мин и 250 мл пробы выливают в стеклянную посуду, предварительно вымытую и просушенную. Детали прибора промывают бензином и сушат. В оправу фильтра помещают бумажный фильтр диаметром 17 мм, укладывают резиновые прокладки и седло фильтра. Собирают прибор. Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют зажимами в вертикальном штативе. Под прибор устанавливают стакан для отвода отфильтрованного топлива. Перед испытанием пробу топлива выдерживают 15 мин при температуре испытаний, которые проводят при 10—40 °С.
Испытания проводят так. Кран аппарата перекрывают и наливают в стеклянную трубку тщательно перемешанное топливо на 0,3—0,5 мл выше метки В. Затем в делительную воронку или мерную колбу наливают 45 мл испытуемого топлива. После 2 мин выдержки и когда уровень топлива достигнет верхней метки в аппарате, открывают кран, одновременно включая секундомер и измеряя время истечения 2 мл топлива т1 от верхней метки градуированного стекла до нижней. Не прекращая фильтрации, в стеклянную трубку аппарата доливают топливо из делительной воронки, поддерживая уровень на 2—3 мл выше верхней метки. После того как все испытуемое топливо перейдет в бюретку и его уровень опустится до верхней метки, измеряют время истечения последних 2 мл топлива ?2 от метки В до А. За коэффициент фильтрации принимают отношение времени фильтрации последних 2 мл топлива ?2 ко времени фильтрации первых 2 мл топлива ?1 т. е.
За результат испытаний принимают среднее арифметическое двух параллельно выполняемых изменений, расхождение между которыми не превышает 10%. Чем ближе значение коэффициента фильтрации к единице, тем лучше качество дизельного топлива. Коэффициент фильтрации дизельного топлива обычно равен 2—3.
Зависимость срока службы топливных фильтров дизелей от коэффициента фильтрации изображена на рис. 89.
|