Главное меню

Главная Топливо для двигателей Очистка топлива Совместимость нефтяных топлив
Совместимость нефтяных топлив

Совместимость нефтяных топлив

Рассматриваемый метод совместимости нефтяных топлив и контроля стабильности их смесей предназначен для экс­пресс-анализа в процессе применения.

В основе метода — образование дисперсной фазы при смешении не полностью совместимых исходных топлив. Капли приготовленной сме­си наносят на бумажный фильтр. Путем сравнения образо­вавшегося пятна с рядом эталонных пятен оценивают сов­местимость исходных топлив. Метод применяют для сме­сей вязких топлив (мазута Ф5, ДТ) с дистиллятным дизель­ным, доля которого в смеси 75%. Смеси указанного соста­ва являются наименее стабильными, поэтому, если исходные топлива будут совместимы в этом соотношении, то они бу­дут также совместимы и в других пропорциях.

Для проведения анализа необходимо следующее обору­дование: цилиндр измерительный вместимостью 100 мл; водяная баня вместимостью не менее 1 л; стеклянные про­бирки; термометр; стержень стеклянный или полиэтилено­вый диаметром 5—б мм, длиной 150—200 мм; фильтры бу­мажные для тонкодисперсных осадков диаметром не ме­нее 7 мм.

Пробы исходных топлив берут объемом не менее 0,5 л. В измерительный цилиндр последовательно наливают 15 мл вязкого и 45 мл дизельного топлива. В закрытом цилиндре смесь сильно встряхивают (не менее 30 с). Приготовленную смесь переливают в стеклянную пробирку, наполняя ее примерно на 2/3 объема. Емкость для водяной бани запол­няют горячей водой с температурой (52 ± 2) °С. Пробирку с приготовленной смесью помещают на 20 мин в водяную баню при температуре примерно 50 °С для того, чтобы исключить влияние на формирование пятна надмолекулярных образо­ваний смол и парафинов вязкого топлива, которые при на­гревании разрушаются. После этого пробирку со смесью топ­лив охлаждают до температуры 20 °С. Готовят 2—3 бумаж­ных фильтра для выполнения одновременных испытаний.

Анализ проводят следующим образом. Пробирку с ана­лизируемой смесью встряхивают в течение 10 с. Затем опус­кают стержень до дна пробирки и перемешивают пробу. Вынимают стержень из пробирки, не касаясь ее стенок, и подносят к центру фильтра. Устанавливают стержень вер­тикально над центром бумажного фильтра на расстоянии 5—10 мм и дают капле упасть. Образовавшееся пятно долж­но сохнуть при комнатной температуре в течение 20—30 мин. Аналогично наносят капли на остальные приготовленные фильтры для дублирования результатов. Стержень погру­жают в пробирку столько раз, сколько приготовлено филь­тров. Полученные пятна сравнивают с эталонными, изо­браженными на рис. 87.

Эталонное пятно означает совместимость смешиваемых топлив (нет взвешенных дисперсных частиц). Остальные пят­на показывают, что топливо, полученное в результате сме­шения исходных компонентов, может создавать трудности при его использовании (загрязнять фильтры, возможны от­ложения в цистернах и тапках). При выборе эталона не следует принимать во внимание общую разницу в яркости, цвете, размере пятна как степень несовместимости топлив.

Описание. Эталонные пятна № 1 — однородное пятно или с еле видимым внутренним кольцом; № 2 — хорошо видно тонкое

Характер эталонных пятен для определения совместимости топлив при смешении

внутреннее кольцо, слегка темнее общего фона пятна; № 3 — видно четкое внутреннее кольцо, толще кольца в пятне № 2 и более тем­ное; № 4 — темное, почти черное пятно в центре.

При получении результатов, соответствующих пятнам № 3 и 4, смешивать данные исходные топлива не рекомен­дуется .

При анализе на судах пробу следует отбирать непосредст­венно за расходной цистерной смеси.