Совместимость нефтяных топлив
Рассматриваемый метод совместимости нефтяных топлив и контроля стабильности их смесей предназначен для экспресс-анализа в процессе применения.
В основе метода — образование дисперсной фазы при смешении не полностью совместимых исходных топлив. Капли приготовленной смеси наносят на бумажный фильтр. Путем сравнения образовавшегося пятна с рядом эталонных пятен оценивают совместимость исходных топлив. Метод применяют для смесей вязких топлив (мазута Ф5, ДТ) с дистиллятным дизельным, доля которого в смеси 75%. Смеси указанного состава являются наименее стабильными, поэтому, если исходные топлива будут совместимы в этом соотношении, то они будут также совместимы и в других пропорциях.
Для проведения анализа необходимо следующее оборудование: цилиндр измерительный вместимостью 100 мл; водяная баня вместимостью не менее 1 л; стеклянные пробирки; термометр; стержень стеклянный или полиэтиленовый диаметром 5—б мм, длиной 150—200 мм; фильтры бумажные для тонкодисперсных осадков диаметром не менее 7 мм.
Пробы исходных топлив берут объемом не менее 0,5 л. В измерительный цилиндр последовательно наливают 15 мл вязкого и 45 мл дизельного топлива. В закрытом цилиндре смесь сильно встряхивают (не менее 30 с). Приготовленную смесь переливают в стеклянную пробирку, наполняя ее примерно на 2/3 объема. Емкость для водяной бани заполняют горячей водой с температурой (52 ± 2) °С. Пробирку с приготовленной смесью помещают на 20 мин в водяную баню при температуре примерно 50 °С для того, чтобы исключить влияние на формирование пятна надмолекулярных образований смол и парафинов вязкого топлива, которые при нагревании разрушаются. После этого пробирку со смесью топлив охлаждают до температуры 20 °С. Готовят 2—3 бумажных фильтра для выполнения одновременных испытаний.
Анализ проводят следующим образом. Пробирку с анализируемой смесью встряхивают в течение 10 с. Затем опускают стержень до дна пробирки и перемешивают пробу. Вынимают стержень из пробирки, не касаясь ее стенок, и подносят к центру фильтра. Устанавливают стержень вертикально над центром бумажного фильтра на расстоянии 5—10 мм и дают капле упасть. Образовавшееся пятно должно сохнуть при комнатной температуре в течение 20—30 мин. Аналогично наносят капли на остальные приготовленные фильтры для дублирования результатов. Стержень погружают в пробирку столько раз, сколько приготовлено фильтров. Полученные пятна сравнивают с эталонными, изображенными на рис. 87.
Эталонное пятно означает совместимость смешиваемых топлив (нет взвешенных дисперсных частиц). Остальные пятна показывают, что топливо, полученное в результате смешения исходных компонентов, может создавать трудности при его использовании (загрязнять фильтры, возможны отложения в цистернах и тапках). При выборе эталона не следует принимать во внимание общую разницу в яркости, цвете, размере пятна как степень несовместимости топлив.
Описание. Эталонные пятна № 1 — однородное пятно или с еле видимым внутренним кольцом; № 2 — хорошо видно тонкое
внутреннее кольцо, слегка темнее общего фона пятна; № 3 — видно четкое внутреннее кольцо, толще кольца в пятне № 2 и более темное; № 4 — темное, почти черное пятно в центре.
При получении результатов, соответствующих пятнам № 3 и 4, смешивать данные исходные топлива не рекомендуется .
При анализе на судах пробу следует отбирать непосредственно за расходной цистерной смеси.
|