Определение доли механических примесей в топливах
В соответствии с ГОСТ 6370—83 долю механических примесей в топливе определяют массовым методом.
В основе метода — разбавление испытуемого топлива растворителем (бензином или бензолом) с последующей фильтрацией через бумажный фильтр «красная лента».
Для проведения анализа необходимы следующие оборудование и реактивы: шкаф сушильный или термостат с температурой нагревания 105—110°С; ручной вакуумный насос; баня водяная или электроплитка закрытого типа; воронка горячего фильтрования с электрообогревом; стаканчик для взвешивания (бюкса с крышкой); стеклянная воронка с углом раскрытия конуса 60° и диаметром 50—75 мм; стеклянная палочка длиной 150—200 мм с оплавленным концом; колба для фильтрации под вакуумом; эксикатор; промывалка с резиновой грушей; фильтр беззольный бумажный марки «красная лента»; дистиллированная вода; бензин Б-70 или «галоша»; бензол чистый каменноугольный или нефтяной; спирт этиловый; эфир этиловый; смесь этилового спирта и бензола в соотношении 1 : 4 по объему; смесь этилового спирта и этилового эфира в соотношении 4 : 1 по объему.
Гладкий бумажный фильтр марки «красная лента» диаметром 10—11 мм помещают в стаканчик (бюксу) и сушат в сушильном шкафу при температуре 105—110 °С с открытой крышкой в течение 1 ч. Затем стаканчик закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе и взвешивают с точностью до 0,0002 г. Высушивание и взвешивание повторяют несколько раз до получения расхождения не более 0,0004 г. Пробу испытуемого топлива тщательно перемешивают в течение 5 мин, а вязкие топлива подогревают до 40—80 °С. Растворители перед началом анализа профильтровывают. Затем в стакан с носиком или широкогорлую колбу берут навеску топлива 100 г с точностью до 0,5 г и вязкостью при 100 °С не выше 20 мм2/с и 25 г при вязкости более 20 мм2/с и разбавляют подогретым бензином в соотношении в первом случае 1:2 — 4, во втором 1 : 4 — 6. Бензин подогревают на водяной бане, не допуская его кипения. Смесь топлива с растворителем тщательно перемешивают стеклянной палочкой и профильтровывают через приготовленный фильтр, вложенный в стеклянную воронку. Профильтровав всю смесь, колбу ополаскивают несколько раз горячим бензином и фильтруют его через тот же фильтр. Твердые примеси, приставшие к стенкам стакана, снимают стеклянной палочкой и переносят на фильтр.
Обводненное топливо растворяют в бензине и дают отстояться 10—20 мин, затем фильтруют, осторожно сливая с отстоя. Отстой разбавляют в соотношении 1:5 — 10 спиртоэфирной смесью и фильтруют.
После промывки фильтр снимают с воронки и переносят в тот стаканчик (бюкс), в котором сушился фильтр. Сушат с открытой крышкой при температуре 105—110 °С не менее 1 ч, повторяя процесс сушки и охлаждения до достижения постоянной массы. Расхождение между двумя последовательными взвешиваниями должны быть не более 0,0004 г.
Долю механических примесей, %, рассчитывают по формуле
где M1 — масса стаканчика с фильтром и механическими примесями, г;
М2 — масса стаканчика с чистым фильтром, г;
М — навеска топлива, г.
Долю механических примесей вычисляют как среднее арифметическое двух параллельных измерений. При наличии механических примесей до 0,005% принято считать топливо без примесей.
Качественно долю механических примесей определяют визуально по фильтру, через который профильтровано топливо. В отступление от стандартного метода бумажный фильтр «красная лента» не взвешивают и не доводят до постоянной массы ни перед фильтрацией, ни после нее. Для определения механических примесей в топливе может быть использована судовая лаборатория СЛЭК.
Для качественного определения доли механических примесей в топливе применяют беззольный бумажный фильтр марки «красная лента», стеклянную воронку диаметром 75 мм; стержень проволочный длиной 200 мм.
В мерный стеклянный цилиндр вместимостью 100 мл наливают примерно 20 мл хорошо перемешанного топлива. Стеклянную воронку устанавливают на металлический штатив влагомера и подставляют под нее кружку-пробоотборник. Бумажный фильтр укладывают в стеклянную воронку и наливают с помощью проволочного стержня испытуемый нефтепродукт. Затем фильтр снимают с воронки и просушивают на воздухе. Через 15—20 мин фильтр тщательно осматривают с помощью увеличительного стекла (увеличивающего в 8—10 раз). При отсутствии в топливе механических примесей фильтр остается чистым. Если будет установлено наличие механических загрязнений (качественно), то их количество следует определять стандартным методом.
Для подсчета дисперсности загрязнения топлива существует много различных методов. По данным только автоматических методов подсчета частиц и вычисления их размеров насчитывается более 50. Применительно к условиям работы Минречфлота наиболее приемлемым является микроскопический метод определения размеров частиц и их количества в топливе. Этот метод дает относительно высокую точность, позволяет непосредственно измерить размеры и массу частиц загрязнений и т. д. Частицы загрязнений подсчитывают визуально при наблюдении непосредственно через микроскоп дна кюветы, предметного стекла, мембранного фильтра, на которых осели содержащиеся в топливе загрязнения. Для определения гранулометрического состава загрязнений, находящихся в топливе, можно использовать универсальный микроскоп типа МБИ-6. В первом случае через слой топлива рассматривают загрязнения, осевшие на дно кюветы. Дисперсный состав загрязнений вычисляют путем подсчета частиц в нескольких полях зрения, число которых выбирают в зависимости от загрязненности топлива. Во втором случае загрязнения из топлива оседают на предметные стекла. Частицы оседают из топлива, высота слоя которого 40 мм, в течение определенного времени (более су тс к). Затем топливо выкачивают, а предметные стекла переносят под микроскоп. В третьем случае топливо пропускают через нитроцеллюлозный мембранный фильтр № 4 с размерами пор 1—2 мкм. Поверхность фильтра под микроскопом можно рассматривать как в отраженном, так и в проводящем свёте.
Наряду с микроскопическими методами определения гранулометрического состава загрязнений в топливах все больше начинают применять автоматические методы анализа.
|