Анализ качества топлива
При анализе топлив большое значение имеет правильный отбор пробы, который проводят в соответствии с ГОСТ 2517—85.
Существуют следующие виды проб: точечная, объединенная и контрольная.
Точечная проба характеризует топливо в данном месте и на определенном уровне емкости (резервуара, цистерны, танка и т. д.). Пробу отбирают в один прием переносным или стационарным пробоотборником. Точечную пробу с самого нижнего доступного уровня емкости называют донной. Такого типа пробы отбирают и анализируют отдельно от других проб, так как по ней обычно контролируют долю воды в топливе данной емкости.
Объединенная проба — это результат смешения нескольких точечных проб, она характеризует среднее качество топлива в одном или нескольких резервуарах, цистернах, танках.
Точечные пробы берут из трех уровней (мест) резервуара: верхнего — на 250 мм ниже поверхности топлива; среднего — с середины высоты топлива; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара. Объединенную пробу топлива из резервуаров составляют путем смешения точечных проб из верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении по объему 1 : 3 : 1. В случае неоднородности топлива по высоте емкости точечные пробы отбирают и анализируют раздельное каждого уровня. Точечные пробы топлива, уровень которого в вертикальных резервуарах не превышает 2000 мм следует отбирать с верхнего и нижнего уровней. Объединенная проба составляется смешением точечных проб верхнего и нижнего уровней в равных объемах.
Контрольная проба — это некоторая масса топлива точечной и объединенной проб, предназначенная для анализа. Контрольную пробу, хранящуюся для арбитражного анализа, называют арбитражной, а у капитана судна, перевозящего топливо, называют капитанской.
Пробы топлива из резервуаров, цистерн, танков берут пробоотборником (рис. 83, а), представляющим собой цилиндрический сосуд вместимостью не менее 1 л с утяжеленным дном для легкого погружения его в топливо. Овальная крышка пробоотборника укреплена на оси 2 несколько наклонно и пригнана к стенкам внутри сосуда. На крышке предусмотрены кольца 1 и 4 для закрепления спускных шнурков и втулка 3 для стальной рулетки.
Пробы топлива из резервуаров переносным пробоотборником отбирают следующим образом: измеряют уровень топлива в резервуаре; определяют уровни отбора точечных проб; сухой, чистый закрытый пробоотборник опускают на шнуре кольца 4 в емкость через люк до намеченного уровня; шнур кольца 4 ослабляют, а пробоотборник держат на шнуре кольца 1. При этом крышку открывают, и топливо заполняет пробоотборник; после прекращения выделения пузырьков воздуха, свидетельствующих о заполнении пробоотборника, ослабляют шнур кольца 1. Пробоотборник поднимают за шнур кольца 4, крышка при этом закрывается; пробу топлива после перемешивания выливают в два чистых сухих сосуда вместимостью 0,5 л, заполняя их не более чем на 80 % объема, так как перед анализом топливо перемешивают путем встряхивания. Одна проба идет на анализ, другая—на хранение в течение 45 сут на случай арбитража. На емкости наклеивают этикетки с указанием наименования топлива и его марки; места отбора (резервуар, цистерна, номер танка и т. д.); даты отбора пробы; номера стандарта или ТУ на топливо. После отбора пробы топлива пробоотборник необходимо вымыть бензином, высушить и хранить в месте, защищенном от атмосферных осадков. Донную пробу удобно брать пробоотборником, конструкция которого видна на рис. 83, б. Пробоотборник состоит из корпуса 1 с входным патрубком, входное отверстие которого расположено в самой нижней части, крышки 2 со штуцером под шланг и кольца 3 для закрепления спускного шнура.
При отсутствии переносного пробоотборника можно применять металлические или стеклянные бутылки в металлическом каркасе с герметичными крышками или пробками, легко открывающимися на заданном уровне. При отсутствии люка в крышке емкости пробы можно отбирать из пробоотборных кранов, расположенных по всей высоте емкости.
|