Анализ качества топлива

Анализ качества топлива

При анализе топлив большое значение имеет правиль­ный отбор пробы, который проводят в соответствии с ГОСТ 2517—85.

Существуют следующие виды проб: точечная, объединенная и контрольная.

Точечная проба характеризует топливо в данном месте и на определенном уровне емкости (резервуара, цистерны, танка и т. д.). Пробу отбирают в один прием переносным или стационарным пробоотборником. Точечную пробу с са­мого нижнего доступного уровня емкости называют дон­ной. Такого типа пробы отбирают и анализируют отдель­но от других проб, так как по ней обычно контролируют до­лю воды в топливе данной емкости.

Объединенная проба — это результат смешения несколь­ких точечных проб, она характеризует среднее качество топлива в одном или нескольких резервуарах, цистернах, танках.

Точечные пробы берут из трех уровней (мест) резервуа­ра: верхнего — на 250 мм ниже поверхности топлива; сред­него — с середины высоты топлива; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара. Объединенную пробу топлива из резервуаров составляют путем смешения точечных проб из верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении по объему 1 : 3 : 1. В случае неоднородности топлива по вы­соте емкости точечные пробы отбирают и анализируют раз­дельное каждого уровня. Точечные пробы топлива, уровень которого в вертикальных резервуарах не превышает 2000 мм следует отбирать с верхнего и нижнего уровней. Объединен­ная проба составляется смешением точечных проб верхне­го и нижнего уровней в равных объемах.

Контрольная проба — это некоторая масса топлива то­чечной и объединенной проб, предназначенная для анализа. Контрольную пробу, хранящуюся для арбитражного ана­лиза, называют арбитражной, а у капитана судна, перево­зящего топливо, называют капитанской.

Пробы топлива из резервуаров, цистерн, танков берут пробоотборником (рис. 83, а), представляющим собой ци­линдрический сосуд вместимостью не менее 1 л с утяжелен­ным дном для легкого погружения его в топливо. Овальная крышка пробоотборника укреплена на оси 2 несколько на­клонно и пригнана к стенкам внутри сосуда. На крышке предусмотрены кольца 1 и 4 для закрепления спускных шнурков и втулка 3 для стальной рулетки.

Пробоотбойник

Пробы топлива из резервуаров переносным пробоотбор­ником отбирают следующим образом: измеряют уровень топлива в резервуаре; определяют уровни отбора точечных проб; сухой, чистый закрытый пробоотборник опускают на шнуре кольца 4 в емкость через люк до намеченного уров­ня; шнур кольца 4 ослабляют, а пробоотборник держат на шнуре кольца 1. При этом крышку открывают, и топливо заполняет пробоотборник; после прекращения выделения пузырьков воздуха, свидетельствующих о заполнении про­боотборника, ослабляют шнур кольца 1. Пробоотборник поднимают за шнур кольца 4, крышка при этом закрывает­ся; пробу топлива после перемешивания выливают в два чистых сухих сосуда вместимостью 0,5 л, заполняя их не более чем на 80 % объема, так как перед анализом топливо перемешивают путем встряхивания. Одна проба идет на анализ, другая—на хранение в течение 45 сут на случай арби­тража. На емкости наклеивают этикетки с указанием наи­менования топлива и его марки; места отбора (резервуар, цистерна, номер танка и т. д.); даты отбора пробы; номера стандарта или ТУ на топливо. После отбора пробы топ­лива пробоотборник необходимо вымыть бензином, высушить и хранить в месте, защищенном от атмосферных осадков. Донную пробу удобно брать пробоотборником, конструкция которого видна на рис. 83, б. Пробоотборник состоит из кор­пуса 1 с входным патрубком, входное отверстие которого расположено в самой нижней части, крышки 2 со штуцером под шланг и кольца 3 для закрепления спускного шнура.

При отсутствии переносного пробоотборника можно применять металлические или стеклянные бутылки в ме­таллическом каркасе с герметичными крышками или пробками, легко открывающимися на заданном уровне. При отсутствии люка в крышке емкости пробы можно отбирать из пробоотборных кранов, расположенных по всей высоте емкости.