Контроль качества топлива

Контроль качества топлива

С целью установить соответствие топлива требованиям стандартов и исключить отпуск и применение на судах не- кондиционированного топлива контролируют его чистоту.

Количество загрязнений — воды и механических приме­сей — в топливе обычно очень мало, что усложняет их контроль и получение достоверных данных простыми спо­собами.

Для контроля условий хранения топлива не реже од­ного раза в месяц на бункеровочной базе необходимо про­верять его качество (на содержание в нем воды и механиче­ских примесей) во всех емкостях. При этом следует также проверять работу фильтров по очистке топлива от воды и механических примесей при отпуске его на суда. Степень эффективности работы фильтрационных установок устанав­ливают путем сравнения загрязненности топлива до и пос­ле очистки, а также по массе отходов очистки. Загрязнен­ность топлива определяют по массовой доле в отобранных пробах топлива механических примесей и воды. При очист­ке топлива путем отстоя выпускать шлам из штатного крана необходимо в отдельную цистерну. После окончания процес­са измеряют объем этих отходов, затем весь отстой переме­шивают и берут среднюю пробу. Результаты проверки хра­нения топлива и работы очистных устройств должны быть оформлены в акте, а по выявленным недостаткам хранения разработаны мероприятия по их устранению.

Систематический контроль качества топлив, применяе­мых на судах, осуществляют теплотехнические лаборато­рии пароходств, выполняющие контрольно-аналитические анализы топлив и проводящие инструктаж судовых меха­ников по контролю качества топлива на судах.

В соответствии с Правилами приемки, хранения, от­пуска и учета нефтепродуктов на бункеровочных базах своевременное проведение приемосдаточных анализов, конт­роль за соблюдением правил хранения топлива и ведение учета качества топлива возлагается на бункеровочную базу. Приемосдаточному анализу подвергают топливо при прием­ке. Цель анализа — определить по минимальному числу показателей (плотности, доле поды, механических примесей температуре вспышки) качество топлива, т. е. соответствие показателей прибывшего топлива указанным документам отправителя.

Приемосдаточные анализы на определение качествен­ной доли воды и механических примесей в топливе допуска­ется проводить в лаборатории бункеровочпой базы экспресс методами, которые изложены ниже. При приемосдаточном анализе несоответствие контролируемых показателей ка­чества стандартным топливо до приема на бункеровочную базу необходимо проверить, т. е. провести контрольный ана­лиз. При контрольном анализе определяют долю воды и механических примесей, фракционный состав, вязкость, долю водорастворимых кислот и щелочей, температуру вспышки. Цель контрольного анализа при приеме — по ря­ду показателей убедиться, что принимаемое топливо не смешано с другими, т. е. уточнить марку топлива, а при хранении — контролировать его качество. Если по данным контрольного анализа установлено несоответствие качест­ва данного топлива требованиям стандарта, топливо на бункеровочную базу не принимают, а пробу направляют на полный анализ. И при подтверждении несоответствия ка­чества топлива требованиям стандарта или при отклонении показателей от стандартных выше определенных пределов топливо бракуют. Полный анализ проводят согласно стандарту, но не определяют при этом массовые доли серы, фактических смол, йодное и цетановое числа и зольность. Контрольный и полный анализы проводят в любой лабора­тории, оборудование которой позволяет их выполнить в этом объеме.

Топлива при хранении проверяют на обводненность один раз в сутки. При хранении топлива более 6 мес. делают контрольный анализ его качества. При подозрении в порче топлива анализ выполняют независимо от установленных сроков.

Бункеровочпая база обязана снабжать суда только ка­чественным топливом, отвечающим требованиям стандартов. Топливо для судов на подводных крыльях необходимо выда­вать только через фильтры, вода и механические примеси в топливе не допускаются.

Контроль за чистотой топлива на судне осуществляет механик с помощью переносной лаборатории СЛЭК. При отсутствии таковой и подозрении на несоответствие забункерованного топлива стандарту механик имеет право отпра­вить пробу топлива на анализ в лабораторию пароходства.

Кроме общего количества механических примесей в топ­ливе при его очистке большую роль играет также распре­деление загрязнений по размерам частиц, т. е. их дисперси­онный состав. При одинаковой массе загрязнений в разных топливах дисперсность частиц может быть различной, что во многом предопределяет выбор и работу очистителей.

Как показали обследования, проведенные ЛИВТ, конт­роль загрязненности топлива на бункеровочных базах и су­дах Минречфлота осуществляют все же недостаточно полно. На некоторых из обследованных бункеровочных баз един­ственным критерием качества принимаемого топлива слу­жит паспорт топлива, передаваемый на бункеровочную ба­зу в начале поставки партии. Кроме того, в методах контро­ля качества топлива, используемых в настоящее время, су­ществует ряд недостатков. Кроме того, необходимо также отметить следующее:

наличие отстоявшейся воды вблизи днища контролируют по лакмусовой ленте, прикрепленной к рейке и опущенной в горловину емкости. Недостаток этого метода — отсутствие строго фиксированной точки днища, возле которой ведут наблюдения.

Например, при первом опускании рейка уперлась в шпангоут, при втором — в выпуклый участок днища, при третьем — в вогну­тый. В первых двух случаях лакмусовая лента покажет меньший уро­вень воды, а в последнем больший;

достоинства других методов контроля сводятся на нет из-за несовершенства методики отбора проб. Пробоотбор­ник, так же как и рейка, не может быть опущен в строго фик­сированную точку. Кроме того, при донных отборах проб часто используют пробоотборники, забор пробы в кото­рых происходит сверху стакана, т. е. при малом количест­ве воды и границе раздела фаз, расположенной ниже, чем заборное отверстие пробоотборника, нельзя забрать воду даже при опускании его на днище емкости. Этот метод при­меним только для определения взвешенной в топливе воды и механических примесей;

мерники, которыми оборудованы почти все бункеровочные базы, предназначены для измерения объема топлива, отпускаемого на то или иное судно. Кроме того, мерники могут служить и отстойниками для отделения воды и механических примесей от топлива. В конусообразном днище мерника скапливается отстой, который оттуда мо­жет быть спущен. По массе отстоя, главной частью которо­го является вода, можно судить об обводненности порции топлива, находящегося в мернике. Однако недостаток это­го метода в том, что при наличии очереди судов на бункеров­ку нет возможности дать топливу, поданному в мерник пос­ле его опорожнения в предыдущее судно, отстояться до­статочное время, чтобы можно было слить отстой. Недоста­ток этого метода также и в том, что некоторые механики бункеровочных баз допускают переполнение отстойника водой, не спуская ее своевременно. Несмотря на эти недостатки, мерники играют положительную роль в очистке топлива от загрязнений.