Контроль качества топлива
С целью установить соответствие топлива требованиям стандартов и исключить отпуск и применение на судах не- кондиционированного топлива контролируют его чистоту.
Количество загрязнений — воды и механических примесей — в топливе обычно очень мало, что усложняет их контроль и получение достоверных данных простыми способами.
Для контроля условий хранения топлива не реже одного раза в месяц на бункеровочной базе необходимо проверять его качество (на содержание в нем воды и механических примесей) во всех емкостях. При этом следует также проверять работу фильтров по очистке топлива от воды и механических примесей при отпуске его на суда. Степень эффективности работы фильтрационных установок устанавливают путем сравнения загрязненности топлива до и после очистки, а также по массе отходов очистки. Загрязненность топлива определяют по массовой доле в отобранных пробах топлива механических примесей и воды. При очистке топлива путем отстоя выпускать шлам из штатного крана необходимо в отдельную цистерну. После окончания процесса измеряют объем этих отходов, затем весь отстой перемешивают и берут среднюю пробу. Результаты проверки хранения топлива и работы очистных устройств должны быть оформлены в акте, а по выявленным недостаткам хранения разработаны мероприятия по их устранению.
Систематический контроль качества топлив, применяемых на судах, осуществляют теплотехнические лаборатории пароходств, выполняющие контрольно-аналитические анализы топлив и проводящие инструктаж судовых механиков по контролю качества топлива на судах.
В соответствии с Правилами приемки, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на бункеровочных базах своевременное проведение приемосдаточных анализов, контроль за соблюдением правил хранения топлива и ведение учета качества топлива возлагается на бункеровочную базу. Приемосдаточному анализу подвергают топливо при приемке. Цель анализа — определить по минимальному числу показателей (плотности, доле поды, механических примесей температуре вспышки) качество топлива, т. е. соответствие показателей прибывшего топлива указанным документам отправителя.
Приемосдаточные анализы на определение качественной доли воды и механических примесей в топливе допускается проводить в лаборатории бункеровочпой базы экспресс методами, которые изложены ниже. При приемосдаточном анализе несоответствие контролируемых показателей качества стандартным топливо до приема на бункеровочную базу необходимо проверить, т. е. провести контрольный анализ. При контрольном анализе определяют долю воды и механических примесей, фракционный состав, вязкость, долю водорастворимых кислот и щелочей, температуру вспышки. Цель контрольного анализа при приеме — по ряду показателей убедиться, что принимаемое топливо не смешано с другими, т. е. уточнить марку топлива, а при хранении — контролировать его качество. Если по данным контрольного анализа установлено несоответствие качества данного топлива требованиям стандарта, топливо на бункеровочную базу не принимают, а пробу направляют на полный анализ. И при подтверждении несоответствия качества топлива требованиям стандарта или при отклонении показателей от стандартных выше определенных пределов топливо бракуют. Полный анализ проводят согласно стандарту, но не определяют при этом массовые доли серы, фактических смол, йодное и цетановое числа и зольность. Контрольный и полный анализы проводят в любой лаборатории, оборудование которой позволяет их выполнить в этом объеме.
Топлива при хранении проверяют на обводненность один раз в сутки. При хранении топлива более 6 мес. делают контрольный анализ его качества. При подозрении в порче топлива анализ выполняют независимо от установленных сроков.
Бункеровочпая база обязана снабжать суда только качественным топливом, отвечающим требованиям стандартов. Топливо для судов на подводных крыльях необходимо выдавать только через фильтры, вода и механические примеси в топливе не допускаются.
Контроль за чистотой топлива на судне осуществляет механик с помощью переносной лаборатории СЛЭК. При отсутствии таковой и подозрении на несоответствие забункерованного топлива стандарту механик имеет право отправить пробу топлива на анализ в лабораторию пароходства.
Кроме общего количества механических примесей в топливе при его очистке большую роль играет также распределение загрязнений по размерам частиц, т. е. их дисперсионный состав. При одинаковой массе загрязнений в разных топливах дисперсность частиц может быть различной, что во многом предопределяет выбор и работу очистителей.
Как показали обследования, проведенные ЛИВТ, контроль загрязненности топлива на бункеровочных базах и судах Минречфлота осуществляют все же недостаточно полно. На некоторых из обследованных бункеровочных баз единственным критерием качества принимаемого топлива служит паспорт топлива, передаваемый на бункеровочную базу в начале поставки партии. Кроме того, в методах контроля качества топлива, используемых в настоящее время, существует ряд недостатков. Кроме того, необходимо также отметить следующее:
наличие отстоявшейся воды вблизи днища контролируют по лакмусовой ленте, прикрепленной к рейке и опущенной в горловину емкости. Недостаток этого метода — отсутствие строго фиксированной точки днища, возле которой ведут наблюдения.
Например, при первом опускании рейка уперлась в шпангоут, при втором — в выпуклый участок днища, при третьем — в вогнутый. В первых двух случаях лакмусовая лента покажет меньший уровень воды, а в последнем больший;
достоинства других методов контроля сводятся на нет из-за несовершенства методики отбора проб. Пробоотборник, так же как и рейка, не может быть опущен в строго фиксированную точку. Кроме того, при донных отборах проб часто используют пробоотборники, забор пробы в которых происходит сверху стакана, т. е. при малом количестве воды и границе раздела фаз, расположенной ниже, чем заборное отверстие пробоотборника, нельзя забрать воду даже при опускании его на днище емкости. Этот метод применим только для определения взвешенной в топливе воды и механических примесей;
мерники, которыми оборудованы почти все бункеровочные базы, предназначены для измерения объема топлива, отпускаемого на то или иное судно. Кроме того, мерники могут служить и отстойниками для отделения воды и механических примесей от топлива. В конусообразном днище мерника скапливается отстой, который оттуда может быть спущен. По массе отстоя, главной частью которого является вода, можно судить об обводненности порции топлива, находящегося в мернике. Однако недостаток этого метода в том, что при наличии очереди судов на бункеровку нет возможности дать топливу, поданному в мерник после его опорожнения в предыдущее судно, отстояться достаточное время, чтобы можно было слить отстой. Недостаток этого метода также и в том, что некоторые механики бункеровочных баз допускают переполнение отстойника водой, не спуская ее своевременно. Несмотря на эти недостатки, мерники играют положительную роль в очистке топлива от загрязнений.
|