Подогрев топлив при очистке топлив
При очистке топлив от воды и механических примесей важную роль играет вязкость топлива, так как при снижении вязкости растет эффективность очистки.
При отстаивании топливо подогревают непосредственно в отстойной цистерне с помощью парового змеевика, расположенного в нижней ее части. При сепарации и фильтрации вязкость топлива снижают в топливоподогревателях (паровых или электрических). Как правило, подогреватели входят в комплект поставки агрегатов (центробежных сепараторов и фильтрационных установок).
При расчете подогревателей топлив используют уравнения теплового потока Q, Вт: теплового баланса
и теплопередачи
где G1, G2 — массовый расход соответственно топлива и греющей среды, кг/с;
Cp1, Ср2 — удельная теплоемкость соответственно топлива и греющей среды, кДж/(кг·°С);
t1‘, t1“ —температуры топлива соответственно на входе и выходе из аппарата, °С;
t2‘, t2“ — температуры греющей среды соответственно на входе и выходе, °С;
k — коэффициент теплопередачи, Вт/(м2·К);
?tср — разность температур, °С;
F— поверхность теплообмена, м2.
Сравнение подогревателей различного типа обычно выполняют в соответствии с методикой путем сопоставления их удельных и гидродинамических показателей.
При сопоставлении двух теплообменников возможны различные варианты. Так, если теплообменники сравнивают по тепловым показателям, то при одинаковом количестве переданной теплоты сопоставляют по удельным затратам энергии на прокачивание топлива через подогреватель; при одинаковых затратах мощности на прокачивание сравнивают по коэффициенту теплопередачи. Аналогично сравнивают по массовым и габаритным показателям теплообменники.
Перед сепараторами тяжелое топливо подогревают паровыми и электрическими подогревателями. В электрических подогревателях греющие элементы в виде проволочных спиралей заключены в металлические трубки, заполненные песком, для обеспечения пожарной безопасности. На рис. 75 представлена схема отечественного электрического подогревателя мощностью 12,5 кВт и производительностью 500 л/ч. Топливо поступает по патрубку 5 и выходит по патрубку 4. Внутри подогревателя расположено четыре нагревательных секции 2 с выводами 1. Подогреватель двухходовой. На выходе топлива предусмотрен плавкий предохранитель 3 для зашиты от перегревания. Температуру тяжелого топлива необходимо поддерживать с помощью автоматических устройств, как и перед насосами высокого давления.
Основные характеристики (массовые и габаритные) подогревателей типа ПТК и ПТС, выпускаемых отечественной промышленностью для систем топливоподготовки судов, двигатели которых работают на тяжелом топливе, приведены в табл. 40. В обозначении паровых подогревателей топлива типа ПТК цифра указывает площадь нагревания, м2.
Например, площадь нагревания подогревателя ПТК 5В составляет 5 м2.
Подогреватели топлива типа ПТК — поверхностные кожухотрубные теплообменники с U-образными трубами, вертикального (рис. 76, а) и горизонтального (рис. 76, б) исполнений. Они подогревают топливо до температуры 115°С. Аппараты этого типа стандартизованы. Тяжелое топливо в них движется в трубках. Такие подогреватели выпускает отечественная промышленность четырех модификаций с площадью поверхности нагрева 5, 10 и 20 м2 (см. табл. 40). Максимально допустимое давление пара 3,5 МПа,
топлива — 4,0 МПа. Из отечественных паровых подогревателей на судах могут быть установлены также секционные подогреватели типа ПТС (рис. 76, в). Это подогреватели типа «труба в трубе» с U-образными трубками. Пар движется внутри трубок малого диаметра, а тяжелое топливо — в кольцевом оребренном пространстве. Подогреватели могут быть одно-, двух- и трехсекционного исполнений. Принципиально можно набрать любое требуемое количество секций. Максимально допустимые давления пара и топлива такие же, как и у подогревателя типа ПТК и соответственно равны 3,5 и 4,0 МПа. В табл. 40 приведены также основные характеристики подогревателей топлива I1TC. В марке подогревателей цифра в числителе обозначает длину ребристых трубок одной секции, м, а в знаменателе — число секций.
Например, ПТС 2/1 обозначает, что длина ребристых трубок одной секции 2 м, число секций — 1.
Соединения секций подогревателей топлива ПТС изготовляют трех исполнений: I — штуцерное, II — фланцевое и III — штуцерно-фланцевое. Основные характеристики секций приведены в табл. 41. В обозначении марок секции арабская цифра соответствует длине ребристых трубок, м, а римская — исполнению соединения.
Например, секция C2-II обозначает, что длина трубок 2 м, а соединение — фланцевое.
Подогреватели типа ПТС также стандартизованы.
На судах отечественной постройки, например в двухтопливной системе пр. 507Б, установлен электрический подогреватель типа ПМТЭ (рис. 76, г).
На судах зарубежной постройки применяют как электрические, так и паровые подогреватели.
Так, в системе топливоподготовки на ледоколах типа «Капитан ЧечКин», пр. 1105 для фильтрации тяжелого топлива в фильтрационной автоматизированной установке фирмы «Болл и Кирх» предусмотрен паровой подогреватель фирмы «Веста». Схема подогревателя изображена на рис. 76, д. Пар входит по патрубку 1, проходит по трубам, расположенным внутри корпуса подогревателя 5, а через патрубок 8 выходит конденсат. Топливо входит по патрубку 7, идет в междутрубном пространстве и выходит через патрубок 4. Штриховой линией изображена перегородка 6. Для контроля параметров топлива после подогревателя на выходе топлива установлены термометр 2 и манометр 3. Общие рекомендации по подогреву тяжелого топлива: обводненное топливо следует подогревать до температуры ниже температуры кипения воды, так как возможно вспенивание топлива и выброс его из отстойной цистерны или из центробежного сепаратора. Подогревать топливо рекомендуется до температуры, которая на 15 °С ниже температуры вспышки (согласно Правилам Речного Регистра РСФСР).
Например, если температура вспышки 90 °С, то нагревать топливо можно не выше 75 °С;
поддерживать высокую температуру топлива целесообразно по возможности только в период сепарации, ибо в цистернах при высокой температуре топливо интенсивно испаряется и его пары загрязняют воздух в машинном отделении, что ухудшает условия труда;
подогревать тяжелое топливо (моторное ДТ или мазуты Ф5 и Ф12) острым паром не рекомендуется, так как образуются очень стойкие водотопливные эмульсии, которые не разрушаются при отстаивании, сепарации или фильтрации. Большая стойкость эмульсий обусловлена изобилием эмульгаторов (стабилизаторов) эмульсий, присутствующих в топливах. Стабилизаторами являются асфальтены;
рекомендуемые температурные режимы при подготовке тяжелого топлива вязкостью 36 мм2/с при 50 °С:
|