Испытания и обслуживание фильтров
Технологические испытания фильтров заключаются в определении гидравлических, фильтрующих характеристик и водоотделяющих свойств.
При гидравлических испытаниях находят зависимости между скоростью фильтрации и перепадом давления на фильтре. При испытании используют как естественный, так и искусственный загрязнитель. Водоотделяющие свойства фильтров устанавливают при пропускании через фильтр специально приготовленной водотопливной эмульсии. Пробы топлива анализируют на содержание в них воды.
Для определения продолжительности работы фильтрующей перегородки или периодичности очистки фильтрующих элементов от загрязнений необходимо знать закономерности процесса фильтрования. Как известно, процесс этот может идти по одному из четырех законов: с образованием осадка; с постепенным закупориванием пор; по промежуточному закону; с полным закупориванием пор. Применимость того или иного закона к конкретным случаям фильтрования зависит от свойств загрязнений и топлива, от свойств фильтрующего материала и др. Экспериментальные исследования и дальнейшая обработка результатов опыта на базе теории фильтрования (определение законов фильтрования) позволяют выяснить как целесообразность использования того или иного типа фильтрующей перегородки на судах, так и продолжительность работы фильтра.
В лабораторных условиях для выбора рационального типа фильтра авторы провели экспериментальные исследования эффективности очистки отчественных тяжелых топлив методом фильтрования с помощью фильтров сетчатого и объемного типа, а также типов Софранс и Винслоу, распространенных на зарубежных судах.
Фильтрующие элементы Софранс и Винслоу отличаются между собой по конструктивному оформлению и по принципу работы. Фильтр Софранс периодически очищается от загрязнений обратным потоком топлива, а фильтр Винслоу (объемного типа) работает до достижения предельного перепада давления, после чего элементы необходимо заменять новыми, т. е. без регенерации последних.
Кроме того, были проведены испытания фильтров ФГН-60, в настоящее время распространенных на бункеровочных базах. Для сохранения скорости фильтрации, заложенной при проектировании фильтра ФГН-60, и осуществления лабэраторпых экспериментов были внесены конструктивные изменения в фильтрующий патрон (рис. 70). В корпусе фильтра ФГН-60 вместо дисков для получения необходимой скорости фильтрации установили проставку 3 и оставили один диск 5 (см. рис. 70). Для уплотнения прокладки 4 стягивали гайкой.
Эксперимент проводили на лабораторном стенде топливоподготовки (рис. 71). Из цистерны 5 насос 7 подавал топливо через фильтры в цистерну 1. Стенд позволял проводить испытания фильтрующих элементов Софранс 4, Винслоу 9, ФГН — 60 8, измерять расход топлива с помощью мерной шайбы 3 и дифманометра 2, измерять перепад давления на фильтрах, отбирать пробы топлива до и после фильтров через краны 10, обводнять топливо через воронку 6, и контролировать температуру подогрева и т. д.
Для достижения идентичных условий при проведении экспериментов при искусственном обводнении в каждом опыте перемешивали топливо-водяную суспензию до установления одинакового в каждой серии опытом размера капель воды, что контролировали путем отбора проб топлива и анализа их под микроскопом. Эксперимент начинали, когда максимальный размер капель не превышал 60—70 мкм.
В лабораторных условиях создавали условия, которые трудно преднамеренно осуществить на судах, например большая концентрация воды в топливе (до 14%). Начальную долю воды выбирали из условия возможных обводнений, встречающихся на судах. Испытания проводили па смеси дизельного топлива с мазутом Ф5 и на моторном топливе (табл. 32). Пробы отбирали до и после прохождения очистителя, проводили микрофотографирование и физико-химические анализы.
Тонкость фильтрации определяли методом микроанализа. Результаты подсчета обрабатывали методами математической статистики и по данным расчетов строили гистограммы для каждой пробы топлива.
Для примера приведены результаты подсчета частиц механических примесей в пробе, взятой до фильтра (табл. 33).
В приведенном примере максимальный размер частиц механических примесей составил 85 мкм.
На рис. 72 представлены гистограммы, построенные по результатам подсчета частиц в топливе до и после прохождения фильтра ФГН-60. По оси ординат отложена величина j, %, выражающая долю частиц данной размерной группы в общей массе части примесей. Микрофотографии проб были выполнены при двух увеличениях микроскопа: в первом случае (рис. 72, а) в 200 раз, во втором — в 600 раз (рис. 72, б). Такая методика исследования дала возможность установить более достоверную картину распределения размерных групп как в зоне мелких частиц механических примесей, так и в зоне крупных частиц. В частности, из данного примера видно, что при большем увеличении в зоне малых размеров наблюдается перегиб кривой распределения (см. пунктир на рис. 72, б), примерно возле диаметра частиц 9 мкм.
Обработка и изучение микрофотографий проб топлив различных видов (маловязкого, смеси дизельного с моторным и моторного топлива), отобранных до и после фильтров ФГН-60, Софранс и Винслоу показали следующее. В пробах топлива до фильтра присутствовали как частицы органического происхождения (карбены, карбоиды), так и частицы неорганического происхождения — кварцевый песок, частицы металлов. При просмотре частиц в поле зрения микроскопа при правильно выбранной подсветке кварцевые частицы выглядят плоскими прозрачными с острыми гранями, частицы металлические — объемные с характерным металлическим блеском, частицы органические — непрозрачные темного цвета. Независимо от марки топлива как органические, так и неорганические частицы присутствуют в составе механических примесей. Максимальный размер частиц колебался в пределах от 60 до 230 мкм. А в пробах топлива, отобранных после прохождения фильтрующих перегородок элементов, максимальный размер частиц механических примесей не превышал для фильтров Софранс, Винслоу и ФГН-60 соответственно 20, 22 и 21 мкм.
Фильтрующую перегородку проходят все частицы: кварцевые, металлические и органические. Однако в количественном отношении больше частиц органического происхождения, что можно объяснить более высокой степенью дисперсности карбенов и карбоидов по сравнению с неорганикой. Этот результат является положительным эффектом очистки, так как органические примеси меньше действуют абразивно на трущиеся поверхности деталей двигателя. Таким образом, исследуемые фильтры удовлетворяют требованиям по тонкости фильтрации.
Полнота отсева в меньшей степени характеризует эффективность фильтров как очистителей по той причине, что доля механических примесей в топливах может колебаться в очень широких пределах. А сопоставить фильтры различных конструкций и типов по полноте отсева можно только при обеспечении на входе в очиститель одинаковой наперед заданной процентной доли (например, по массе) механических примесей. Такой методики для тяжелых топлив и их смесей в настоящее время нет. Прежде всего это связано с трудностями моделирования загрязнений тяжелых топлив, т. е. выбора искусственного загрязнителя. Поэтому показатели по доле примесей до и после очистки нужно рассматривать как приближенные, отражающие качественную сторону процесса.
- Фильтр ФГН;
- Фильтры Софранс и Винслоу;
- Расчет периодичности очистки элементов от загрязнений;
- Очистка отечественных топлив.
|