Расчет топливных сепараторов
При выполнении технологического расчета топливных сепараторов, установленных в системе топливоподготовки, наиболее практически интересно решение двух основных задач:
по определению эффективности очистки топлива, если известна производительность сепаратора;
по установлению производительности сепаратора, обеспечивающего удаление частиц диаметром больше dкр при известных значениях разделяющего фактора Ф и разделяемости топлива Е.
Эффективность очистки можно оценивать с помощью относительной концентрации загрязняющих примесей (воды и механических примесей) в очищенном топливе. Относительную концентрацию ?с определяют как отношение концентрации примесей на выходе из сепаратора Сс к первоначальной концентрации C0, т. е.
Для решения первой задачи необходимо выразить ?с через параметры, характеризующие конструктивные элементы сепаратора, режимы его работы, размеры частиц загрязнений и распределение их в топливе. Конструктивные элементы и режимы работы сепаратора влияют на размер частиц, оставшихся в очищенном топливе, dкр.
Так как примеси характеризуются размерами частиц и их распределением в топливе, для нахождения ?с необходимо знать функцию распределения массы частиц по размерам. При прохождении загрязненного топлива через сепаратор выделяются не только частицы d > dкр но и некоторое количество частиц размером d < dкр. Удаление этих частиц можно объяснить тем, что, во-первых, часть мелких частиц захватывается крупными, во-вторых, при поступлении топлива в барабан сепаратора частицы распределяются равномерно по всему сечению потока, и те из них, которые оказались близко к стенке барабана или к нижней стенке тарелки, успевают осесть на эти поверхности даже за время пребывания топлива в барабане сепаратора. Проведенные исследования о характере распределения примесей по размерам в тяжелых топливах позволили установить вид функции распределения и найти довольно простое выражение для определения относительной концентрации:
Формула (48) охватывает весь диапазон размеров частиц примесей (от 0 до dmax). Как показывают исследования, dmax составляет примерно 250—300 мкм. По формуле (48) можно рассчитать эффективность сепарации, задаваясь значениями dкр.
Для уточнения значений коэффициентов ? и ?0 в уравнении (48), удовлетворяющим топливам различных партий, были обобщены опытные данные по очистке различных топлив сепараторами разных марок. На рис. 52 представлена зависимость относительной концентрации ?с от dкр и нанесены экспериментальные точки, полученные при центробежной очистке топлив ДТ и мазута Ф12 сепараторами различных марок: РХ-309 (Швеция), САОЖ3016 (ФРГ), СОЗВ/О (ГДР), СЦ-3 (СССР), ЛСМ61 (Финляндия), СЖ-61 (Япония).
Обработка данных экспериментальных исследований с помощью математической статистики показала, что значения коэффициентов ? и ?0 в формуле (48) можно принять соответственно равными 1 и 30. Эти значения согласуются с результатами исследований отстаивания топлив.
При испытании топливных сепараторов эффективность их работы можно оценивать по зависимости ?с = f (Q) либо ?с = f (Q/Ф), в этом случае
где Кс = 27µ/[?(?ч—?m)];
µ—динамическая вязкость топлива, Па·с;
?ч, ?m — соответственно плотность частиц примесей и топлива, кг/м3;
? — поправочный коэффициент, называемый технологическим к. п. д. или коэффициентом эффективности сепаратора.
Коэффициент ? учитывает отклонение реального процесса от действительного, т. е. ? = Qд/QT;
Qд, QT — соответственно действительная и теоретическая производительность сепаратора, л/ч.
Соответственно можно выразить относительную концентрацию через отношение производительности к разделяющему фактору, подставив в формулу (48) dкр по выражению (49).
В связи с тем что дисперсная фаза топлив состоит из различных компонентов, при технологическом расчете сепараторов возникает необходимость выбора некоторого условного или «расчетного» загрязнителя, физические свойства которого могут быть заложены в расчет. У этого загрязнителя должна быть очень близка плотность к плотности топлива и наиболее высокая степень дисперсности. Можно рассмотреть с этих позиций компоненты дисперсной фазы. Вода не может быть расчетным загрязнителем, так как выделяется из топлив быстрее, чем механические примеси, хотя и плотность ее меньше. Частицы неорганических примесей удаляются из топлив с большей эффективностью, чем органические примеси, поэтому эта группа компонентов не может быть выбрана в качестве расчетного загрязнителя. Поэтому карбены и кар бонды наиболее целесообразно принять в качестве расчетного загрязнителя. С одной стороны, у них высокая степень дисперсности, с другой — они близки к топливу по плотности.
Таким образом, если рассчитывать режим сепарации, исходя из условия, что из топлива будут выделены частицы карбенов и карбоидов размером di, тем самым в расчет будет заложено удаление частиц механических примесей неорганического происхождения размером меньшим, чем di. При этом выделение воды будет эффективнее, чем механических примесей.
Для решения второй задачи технологического расчета (выбора производительности сепаратора для выделения частиц заданного размера при известных Ф и Е) необходимо установить взаимосвязь между производительностью, физическими свойствами топлива и конструктивными элементами барабана сепаратора.
При работе сепараторов принятая схема движения частиц и потока (идеализированная) искажается из-за наличия вихревых зон, коагуляции частиц, отставания скорости жидкости от скорости вращения барабана, неравномерности течения жидкости вдоль ротора, неравномерности распределения жидкости по высоте пакета тарелок, степени неоднородности дисперсного состава части примесей и т. д. Поэтому действительная производительность сепаратора отличается от теоретической и в уравнение производительности необходимо вводить поправочный коэффициент. В практике отечественного проектирования для расчета судовых тарельчатых центробежных сепараторов применяют уравнение производительностив м3/с,
На процесс центробежной сепарации влияют такие факторы, учесть которые аналитически в настоящее время при расчете технологических показателей сепараторов весьма трудно. Решить эту задачу можно, если, выбрав какое-либо уравнение производительности сепаратора, ввести в него корректирующий коэффициент, полученный опытным путем, т. е. коэффициент эффективности ?. Установлено, что рекомендуемые в литературе значения коэффициента ? при очистке отечественных тяжелых топлив завышены.
Это видно из рис. 53, где нанесена экспериментальная кривая dкр в зависимости от производительности сепаратора РХ-309, полученная на моторном топливе ДТ. Там же нанесены теоретические зависимости, подсчитанные по формуле (49) при ? = 0,5 и 1. Крупность разделения, подсчитанная по существующим методам расчета, в несколько раз меньше действительной.
В связи со значительным расхождением теоретических и экспериментальных данных появилась необходимость изучить влияние па коэффициент ?, кроме конструктивных параметров сепараторов и физических свойств топлива и режимов сепарации.
Если обозначить в формуле (49)
то при анализе с помощью теории размерностей коэффициент ? может быть представлен как функция подобия чисел Рейнольдса, Фруда и Архимеда, т. е.
которую можно представить в виде уравнения
в котором числовые значения А, х, у, z определяют экспериментально.
Следовательно, диаметр частиц с учетом выражения (54) будет
Для установления значений коэффициентов А, х, у, z были проведены экспериментальные исследования на топливах различных марок при очистке их сепараторами разных фирм. Переменными параметрами были производительность сепараторов и вязкость топлив. В качестве критерия, устанавливающего степень расхождения фактических и расчетных показателей работы сепараторов (что необходимо для определения значений ?), был принят диаметр частиц dкр, который определяли с помощью микроанализа по фотографиям как максимальный размер частиц, оставшихся в очищаемом топливе.
Числа подобия Фруда и Рейнольдса в случае суживающегося потока, наблюдающегося в барабане сепаратора при движении от периферии к центру, для наименьшего радиуса тарелки можно представить в следующем виде:
Число Архимеда вычисляли по формуле
Экспериментальные данные обработаны методом наименьших квадратов. Получено уравнение, обобщающее результаты испытаний всех марок сепараторов и марок топлив:
Уравнение (56) получено при изменении чисел подобия в следующих пределах: 3 · 10-3 < Fr < 9 · 10-2; 1 < Re < 6; 0,25 < Аг < 0,3.
Учитывая, что показатели степени у чисел подобия Fr и Re близки, а число подобия Аг изменяется в узких пределах, то приняв его степень 0,98 = 1,0, получим
После подстановки формулы (57) в выражение (55) получим выражение для определения действительной крупности разделения (с учетом зависимости (49))
Экспериментальная и теоретическая крупности разделения, подсчитанные по формуле (58), сопоставлены на рис. 54.
По оси абсцисс отложены значения dкр, полученные экспериментально, а по оси ординат — dкр, подсчитанные по формуле (58) для определенного типа сепаратора и режима работы. Пересечение значений действительной крупности разделения и теоретической дают для каждой серии испытаний свои точки. Как видно из рисунка, по этим точкам можно провести одну прямую под углом 45°. Точки расположены достаточно близко к этой прямой, что указывает на соответствие опытных и аналитических данных по крупности разделения для всех серий испытаний.
Производительность сепаратора определяли по выражению
Данные экспериментально-теоретических исследований позволили построить номограмму для выбора режимов сепарации топлив (рис. 55).
По номограмме в зависимости от требуемого размера отделяемых сепаратором частиц механических примесей можно определить относительную концентрацию топлива ?с, которая равна отношению концентрации примесей после сепаратора Сс к первоначальной С0, и выбрать производительность сепаратора Q, зная его разделяющий фактор Ф.
Пример. Из моторного топлива при температуре подогрева 65 °С, обеспечивающей вязкость 13 мм2/с, необходимо удалить частицы механических примесей размеров более 12 мкм. В этом случае эффективность очистки будет ?с = 0,15, а производительность сепаратора марки СЦС-3 Q = 1,3 м3/ч. Пользование номограммой рис. 55 пояснено стрелками.
- Расчет диаметра регулировочной шайбы сепаратора;
- Схемы включения сепаратора в топливную систему;
- Комплексное применение отстаивания и сепарации.
|