Средства очистки топлив
Для снабжения речных судов Минречфлота топливом предназначены бункеровочные базы.
Среди них 2 типа судов самоходных и 7 типов несамоходных. Два типа несамоходных бункеровочных баз переоборудованы из транспортных барж с емкостями для нефтепродуктов, расположенными на палубе. Остальные типы несамоходных судов спроектированы специально с емкостями в корпусах, отвечающими требованиям хранения нефтепродуктов. Для сохранения качества нефтепродуктов в грузовых цистернах должно быть антикоррозийное покрытие, которое позволило бы существенно снизить долю загрязнений в хранящемся топливе. Применяемые при окраске емкостей краски типа ХС-717 недостаточно долговечны и стойки. Емкости для вязких нефтепродуктов снабжены подогревателями для обеспечения нормальной работы перекачивающих насосов с требуемой подачей.
На бункеровочных базах вода из топлива может быть удалена с помощью отстаивания, фильтрации и центробежной сепарации. В дизельном топливе вода быстро отстаивается. Поэтому для дизельного топлива этот метод очистки является наиболее простым и эффективным.
Отстаивать топливо можно в отсеках или специальных горизонтальных или вертикальных резервуарах-отстойниках. При этом должно быть установлено по два резервуара, которые работали бы попеременно на отстой и расход. Резервуары должны быть оборудованы поплавковыми приемниками, обеспечивающими прием топлива из верхних слоев.
Верхний прием топлива обеспечивают шарнирные приемники с поплавковым поддержанием (рис. 43), разработанные АЦКБ. Расчет резервуаров-отстойников сводится к определению времени, с, необходимого для оседания капель при известных размерах отстойника,
где Н — высота уровня топлива, отстоявшегося за время, ?, м;
w — скорость оседания капель, определяемая по формулам (12) или (13).
В связи с тем что на бункеровочных базах не всегда соблюдаются условия эффективного отстоя, поэтому необходимо применять дополнительные средства очистки дизельного топлива от воды.
Способ очистки топлива центробежными сепараторами достаточно эффективен, но в нем есть ряд существенных недостатков, о которых говорилось выше.
Кроме того, в настоящее время не существует отечественных аппаратов центробежной очистки топлива, по производительности отвечающих потребностям бункеровочного хозяйства Минречфлота. Поэтому очистку топлива от воды главным образом осуществляют в фильтрационных установках.
На ряде бункеровочных баз установлены фильтры-сепараторы типа СТ-500 (табл. 25). Эти фильтры предназначены также и для удаления механических примесей, в связи с чем необходима разработка и промывка фильтрующих элементов через определенные промежутки времени. Как правило, их ресурс до промывки не превышает 200—300 м3 топлива или даже значительно меньше в зависимости от загрязненности топлива и производительности фильтра. Это является большим неудобством, учитывая большую загруженность бункеровочных станций Минречфлота.
Активным влагопоглотителем является пенополивинилформаль ТПВФ-3. Этот материал используют при изготовлении фильтров для бункеровочных баз для очистки топлива от воды. К недостаткам таких фильтров следует отнести ограниченную влагоемкость материала и необходимость его смены и регенерации.
У моторного топлива по сравнению с дизельным больше плотность и вязкость, поэтому гравитационный способ очистки не всегда эффективен. При отстаивании моторного топлива необходимо его подогревать до температуры, обеспечивающей снижение вязкости до 1,5—2,0 °ВУ (но не менее чем на 15 °С ниже температуры вспышки топлива). Продолжительность отстаивания должна быть не менее 8 ч, так как только в этом случае частицы загрязнений и вода могут выпасть в осадок. Наличие в моторном топливе асфальто-смолистых веществ и воды — основная причина образования стойкой водотопливной эмульсии. При образовании такой эмульсии, которую можно обнаружить при спуске отстоя, рекомендуется направлять ее в отдельную шламовую цистерну. При длительном отстое моторного топлива с большой плотностью возможно послойное распределение воды в топливе, в результате чего не удается удалить сколько нибудь значительную массу воды из топлива.
Дизельное топливо от механических примесей очищают путем отстаивания, хотя это достаточно продолжительный способ очистки. Его осуществляют в отсеках или специальных горизонтальных или вертикальных резервуарах-отстойниках. Отстаивание должно продолжаться 50—100 ч для очистки верхних слоев дизельного топлива от механических примесей на 90—95%. Следует отметить, что в процессе отстаивания не оседают из топлива частицы примесей размером менее 15—20 мкм. При отстаивании топлива целесообразно устанавливать 2 резервуара, которые будут работать поочередно на отстой и на расход.
Гравитационный способ очистки для моторного топлива не применяют на бункеровочных базах в связи с его малой эффективностью из-за высокой вязкости топлива и незначительной скорости оседания частиц механических примесей.
Из-за большой загрузки бункеровочные базы Минречфлота не выдерживают в отстойниках топливо то время, которое необходимо для оседания механических примесей. Поэтому все чаще на бункеровочных базах начинают применять для очистки дизельного и газотурбинного топлив от механических примесей фильтры. Наиболее целесообразны фильтры с элементами из нетканных фильтрационных дешевых материалов. Эти материалы удаляют из топлива частицы примесей размером до 15 мкм. Кроме того, элементы из нетканных материалов можно промывать после загрязнении и снова использовать 4—5 раз. Такими фильтрами, выпускаемыми отечественной промышленностью, являются ФГН-30, ФГН-60 и ФГН-120 с фильтрационными элементами из нетканных материалов. Технические характеристики этих фильтров приведены в табл. 26. Недостаток этих фильтров — периодичность их действия, обусловленная ресурсом работы фильтра до промывки. Указанные ресурсы в зависимости от загрязнений топлива, как правило, не превышают 200—300 м3 топлива.
Из зарубежных фильтров самоочнщающего типа наиболее подходящими для бункеровочных баз являются фильтры типа Скаматик (Франция). Эти фильтры хорошо себя зарекомендовали на судах Минречфлота и Минрыбхоза при очистке как дизельного, так и моторного топлив. Максит мальная пропускная способность этих фильтров составляет 22 м3/ч.
Как уже было отмечено ранее, на судах речного флота используют топливные смеси с долей тяжелого, моторного топлива до 30—35%. Но с применением этих смесей топлив появились новые требования к их подготовке, т. е. непосредственно на бункеровочных базах перед выдачей на суда. Эти требования касаются прежде всего смесителей и средств очистки смесей от загрязнений.
Как показали испытания, проведенные ЛИВТ, обработка смесей с долей моторного топлива до 35% в фильтрах и фильтрах- сепараторах практически не отличается от обработки дизельного и газотурбинного топлив на бункеровочных базах. В этом случае бункеровочне базы, снабжающие суда топливными смесями, должны быть дооборудованы специальными смесителями. Устанавливаемый смеситель должен обеспечивать получение высокостабильных топливных смесей. В настоящее время отечественная промышленность смесители для бункеровочных баз не выпускает. Хорошие результаты были получены при стендовых и эксплуатационных испытаниях опытного гидродинамического смесителя (сирены) СГД-3Г, проведенные ЛИВТ совместно с Уфимским нефтяным институтом. В состав гидродинамического смесителя типа СГД входят 2 диска, подвижный и неподвижный, помещенные в корпусе. При вращении ротора (n = 50 с-1) топливо продавливается через узкие прорези статора. Частота возникающих при этом ультразвуковых колебаний равна 3,6— 7,2 кГц. Мощность приводного электродвигателя 5—6 кВт. В корпусе сирены два входных отверстия для подвода исходного топлива и одно — для выхода обработанной топливной смеси. Характеристики гидродинамической сирены СГД-3Г следующие:
Принципиальная схема включения сирены типа СГД применительно к условиям бункеровочной базы представлена на рис. 44.
Сирены типа СГД являются только средством акустической обработки топливной смеси, которую предварительно готовят в одном из танков бункеровочной базы посредством струйного смешения. Необходимые объемы исходных топлив необходимо подавать в танк через мерник бункеровочной базы. Исправная работа сирены СГД характеризуется резким свистящим звуком; при его отсутствии необходимо сирену выключить и включить повторно. Вращающиеся части и корпус сирены должны быть закрыты кожухом.
|