Схемы очистки с фильтрационными установками
В последние годы на судах стали использовать в системе топливоподготовки фильтрационные установки вместо центробежных сепараторов.
Фильтрационные установки отделяют из топлив как механические примеси, так и воду. Кроме того, при фильтрации не требуется перестройка агрегата очистки в случае изменения плотности топлива, как это необходимо делать при центробежной сепарации. Внедрение на судах фильтрационных установок как основных средств очистки топлив весьма заманчиво, особенно при безвахтенном обслуживании МКО.
Принципиальная схема очистки топлива в двухтопливной системе топливоподготовки с помощью фильтрационных установок изображена на рис. 39. Дизельное топливо (линия I) из отстойной цистерны 4, подаваемое насосом 3 на фильтрационную установку 2, затем поступает в расходную цистерну 1. Тяжелое топливо (линия II) из цистерны запаса 5 насос подает в отстойную цистерну 6. Затем, после отстаивания, топливо проходит подогреватель 7 и направляется в фильтрационную установку 2 и далее в расходную цистерну тяжелого топлива 8.
Отстойная цистерна включена в технологическую схему очистки топлива для того, чтобы разгрузить фильтрационную установку и прежде всего снизить долю в топливе моды, так как эффективность фильтрационных установок но отделению воды в сильной степени зависит от первоначальной обводненности топлива.
На рис. 40 представлена технологическая схема очистки топлива судов пр. 1105. Прием тяжелого топлива может быть осуществлен с обоих бортов теплохода топливоперекачивающими насосами 1 и 2. Эти же насосы и перекачивают топливо. Насос может принимать топливо из всех танков и нагнетать его через приемную и нагнетательную клапанную коробку 10. Управление всеми клапанами, необходимыми для перекачивания топлива, и насосом 1 дистанционное из центрального поста управления (ЦПУ). Отстойная цистерна 5 оборудована датчиками верхнего и нижнего уровня, которые запускают и останавливают насос 1. Клапан, находящийся на наполнительной трубе отстойной цистерны, открывается при запуске насоса и закрывается после прекращения перекачивания. Из отстойной цистерны тяжелое топливо поступает в фильтрационную установку 7 тяжелого топлива, а очищенное топливо — в расходную цистерну 6. Избыток топлива стекает по переливной трубке и направляется снова в отстойную цистерну.
Для приема дизельного топлива предназначен топливо- перекачивающий насос 3. Расходная цистерна дизельного топлива 4 оборудована датчиками верхнего и нижнего уровня, которые запускают и регулируют работу насоса фильтрационной установки дизельного топлива 8. Запасные танки дизельного и тяжелого топлив, откуда следует забирать топливо на очистку, снабжены устройствами дистанционного измерения уровней. Из расходной цистерны излишек топлива поступает в переливной танк. Шлам, содержащий твердые частицы и воду, из фильтрационных установок как дизельного, так и тяжелого топлива автоматически отводится в шламовую цистерну 9. На линии тяжелого топлива установлен вискозиметр, автоматически регулирующий вязкость топлива, поступающего в двигатели.
Исследования по определению потерь топлива при их очистке в фильтрационных установках показали, что по сравнению с потерями в центробежных сепараторах они примерно в 2 раза меньше.
По эффективности очистки механических примесей фильтрационные установки не уступают центробежным сепараторам. Однако по эффективности очистки воды сепараторы значительно превосходят фильтрационные установки. Особенно эффективны сепараторы при повышенной доле воды в топливе.
При незначительном обводнении тяжелых топлив технологическая схема очистки «отстойная цистерна + фильтрационная установка» весьма эффективна. И как показали испытания и наблюдения, система работает надежно.
|