Очистка топлива электрическим полем
В последние годы широко применяют электрические поля для разделения дисперсных сред: в нефтеобрабатывающей промышленности для обезвоживания и обессоливания сырой нефти и нефтепродуктов в электрогидраторах.
Степень обезвоживания нефтепродуктов в этих установках до 0,03—0,1 %. Поэтому возможно их применение и для очистки топлив на судах и бункеровочных базах. Частицы механических примесей при трении о жидкость, получив электрический заряд, притягиваются соответствующими электродами, создающими электрическое поле в очищаемом топливе (рис. 30, а). Возникающие силы электрического притяжения частиц к электродам должны преодолеть силы сопротивления жидкой среды движению этой частицы. Силу притяжения, при которой частицы начинают двигаться к электродам, молено определить по формуле
где Е — напряженность электрического поля, В/м;
? — диэлектрическая проницаемость топлива;
µт—динамическая вязкость топлива, Па·с;
Q — объемный расход топлива, м3/с;
d — диаметр частицы загрязнения, м;
е — общий электрический заряд электрода, Кл.
Из приведенной формулы (40) видно, что сила притяжения Рп зависит как от электрических, так и физических свойств очищаемого топлива, напряженность электрического поля от длины и площади электродов, а также расстояния между ними. Чем больше напряженность электрического поля, при прочих равных условиях, тем более мелкие частицы загрязнений будут притягиваться к электродам.
Несколько иначе очищается топливо от воды. В соответствии с дипольной теорией обезвоживания нефтепродуктов под действием сил электрического поля нейтральные заряды эмульгированных в топливе капель воды перераспределяются и образуют диполи, которые ориентируются вдоль силовых линий поля, притягиваются одни к другим и сливаются (рис. 30, б), а после укрупнения выпадают в отстой. Процессу слияния капель способствуют также силы межмолекулярного притяжения, которые при сближении капель сильно возрастают,
где r — радиус капли, м;
l — расстояние между каплями, м.
Как видно из формулы (41), при коалесценции капель большую роль играет размер капли и расстояние между ними.
При расстояниях между каплями, соизмеримых с их размерами, силы притяжения превышают силы внешнего электрического поля, действующие на эти капли. Роль поля в этом случае заключается в создании условий для образования в них наведенного поляризационного дипольного момента. Скорость коагуляции эмульсии в значительной степени зависит от концентрации дисперсной фазы. В полидисперсной водотопливной эмульсии по мере слияния капель и выпадения их в отстой расстояние между каплями увеличивается, а их средний радиус уменьшается, так как во взвешенном состоянии остаются наиболее мелкие капли. Поэтому процесс коагуляции в однородном поле практически прекращается, если доля водной дисперсной фазы составляет примерно 0,1 %.
В табл. 22 приведена длительность отстаивания капелек воды из топлива ТС-1 в гравитационном и электрическом полях. Опыты проводили в электрическом поле, создаваемом электрогидратором с вертикальными пластинчатыми электродами, образующими однородное поле постоянного тока напряженностью 2 кВ/см. Данные табл. 22 подтверждают эффективность отстаивания топлива в электрическом поле.
Более высокое качество обезвоживания водотопливных эмульсий, особенно с низкой долей свободной воды, можно получить в неоднородных электростатических полях. В этом случае капельки воды перемещаются под действием силы, возникающей вследствие различной диэлектрической проницаемости топлива и воды, в направлении, где градиент напряженности электрического поля более высокий. В этих зонах концентрация капелек возрастает, что способствует их коагуляции и осаждению. Для создания неоднородного электрического поля применяют электроды с большой кривизной поверхности и их специальным расположением в пространстве.
Кроме электрического поля на работу электрообезвоживающих аппаратов влияет режим течения жидкости. Скорость коагуляции при турбулентном режиме течения водотопливной эмульсии существенно больше, чем при ламинарном, из-за частоты столкновений частиц воды. Однако процесс укрупнения необходимо проводить в таких ре жимах, когда исключается дробление капелек воды потоком топлива.
Заслуживает внимания конструкция судового электрофильтра для очистки маловязких топлив от воды (рис. 31), в котором использовано неоднородное электрическое поле. Такое поле в фильтре создают два взаимно перпендикулярных электрода 2 и 4, расположенных в трубе 1 из диэлектрического материала, поперечное сечение которой напоминает форму двух сопряженных окружностей, срезанных со стороны сопряжения. Нижний электрод закрыт диэлектрической проставкой 3, предотвращающей электрический пробой и диспергирование скоагулированной фазы в областях с большой напряженностью. Укрупненные капли воды оседают в специальном сборнике 5, чтобы исключить заброс электродов фильтра водой при качке судна. В этой и других электрообезвоживающих установках электрическое поле вызывает только коагуляцию воды, а отделение воды из потока происходит под действием гравитационных и инерционных сил.
Среди электроочистных устройств следует особенно выделить установки, в которых электрическое поле кроме коагулирующего оказывает еще и силовое воздействие на дисперсную фазу, отделяет ее от потока диэлектрической среды. Такой способ очистки жидких диэлектрических сред от загрязнений можно осуществить, если выполнить хотя бы один электрод сетчатым. По такому принципу обезвоживания маловязких топлив работает электрофильтр. Конструкция этого фильтра изображена на рис. 32. В электрофильтре коаксиальная система электродов. Одним электродом служит корпус фильтра 10, вторым — обечайка 9, закрепленная на изоляторе 7, изготовленном из органического стекла. Внутри обечайки 9 расположен сетчатый электрод 8, электрически соединенный с корпусом фильтра. Боковая поверхность цилиндрического электрода изготовлена из латунной сетки с размером ячейки 0,9 мм. Из внутренней полости сетчатого электрода через отверстия в изоляторе 7 и кронштейне 6 выходит очищенное топливо. В нижней части сетчатого электрода для исключения вращения потока очищаемого топлива прикреплена направляющая 11, выполненная в виде шести радиально расположенных пластин из изоляционного материала. Топливо в электрофильтр поступает через тангенциальный ввод 1 и проходит электрическое поле в кольцевом зазоре между корпусом и обечайкой. Здесь происходит укрупнение капелек воды, и они выпадают в отстойник фильтра, который располагается в нижней части корпуса. Отстоявшаяся вода из нижней части корпуса фильтра удаляется через электромагнитный клапан 13. При снятии высокого напряжения с электродов фильтра выход очищенного топлива из него перекрывает электромагнитный клапан 5.
Давление и расход топлива через электрофильтр регулируют клапаны 2 и 4. Кабель питания и провода к датчикам уровня 12 проходят через сальниковое уплотнение.
В рабочем состоянии электрофильтр должен быть полностью заполнен топливом во избежание образования внутри корпуса взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом. Общий блок питания и автоматики электрофильтра смонтированы в отдельном корпусе. При разборке фильтра снимают крышку 3.
Испытания электрофильтра пропускной способностью 3 м3/ч на дизельном топливе были проведены на одном из судов Минрыбхоза типа БМРТ.
Начальная доля воды в дизельном топливе составляла 5 %, в счищенном, после фильтра, доля воды не превышала 0,1 %.
|