Фильтры для бункеровочных баз
Наша страна выпускает значительное число разнообразных фильтров, отличающихся по конструктивным признакам, производительности, тонкости отсева и т. д., которые применяют на складах горючесмазочных материалов (ГСМ), но можно использовать и на бункеровочных базах.
В табл. 20 приведен частичный перечень выпускаемых в стране фильтров, используемых на складах ГСМ для удаления механических примесей из бензинов, керосина и дизельного топлива.
Фильтры типа ФГТ с двухслойным чехлом обеспечивают тонкость фильтрации только 30—40 мкм, в настоящее время их считают конструктивно устаревшими. Фильтры этого же типа с трехслойным чехлом дают тонкость фильтрации 15—20 мкм. Эти фильтры на складах ГСМ [15] заменяют на фильтры ТФ-2М с фильтрочехлами ТФ-4-150-200 с, состоящими из трех слоев фильтрационной ткани и одного слоя натурального шелка. Последний предназначен для удержания волокон, вымываемых из ткани потоком топлива. В последствии шелк был заменен на капрон и они получили обозначение ТФ4-150-200к. В настоящее время эти капроновые чехлы вытесняют фильтропакеты, набранные из бумажных двухслойных фильтрующих элементов, обеспечивающих тонкость фильтрации до 5 мкм. Срок замены фильтропакета зависит от его загрязненности, определяемой по максимально допустимому перепаду давления.
В последнее время широко применяют на складах ГСМ чечевично-дисковые фильтры типа ФГН с фильтрующими элементами из нетканного материала. Эти фильтры наиболее приемлемы для бункеровочных баз Минречфлота. Пропускная способность фильтров ФГН, выпускаемых промышленностью, составляет 30, 60 и 120 м3/ч.
На рис. 24 изображено конструктивное исполнение фильтра ФГН-120. Он представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд 1 со съемной нижней частью 2. На центральной топливоотводящей трубе 3 набраны фильтрующие диски 4 чечевицеобразной формы, на которые надеты два слоя нетканного фильтрационного материала. У фильтрующих элементов довольно большая поверхность фильтрации, они надежно загерметизированы. Стоимость фильтрочехлов из нетканного материала меньше, чем чехлов типа ТФ4 при тех же фильтрационных характеристиках.
Из приведенных в табл. 20 данных видно, что применяя соответствующие фильтрационные материалы и конструкции фильтров, можно получить достаточно эффективные средства очистки дизельного топлива от механических загрязнений. Тонкость фильтрации существующих складских фильтров при довольно высокой пропускной способности до 5—10 мкм.
В 1975 г. с целью снижения номенклатуры фильтров, а также для более полного удовлетворения потребностей различных организаций в средствах очистки топлива при сливно-наливных операциях был введен в действие ГОСТ 19211—73. Фильтры складские для горючего. Согласно стандарту фильтры классифицируют по следующим признакам: номинальной производительности; номинальной тонкости фильтрации; очищаемому продукту; типу фильтрационного материала, что отражено в условных обозначениях фильтров.
Например, ФГН-60-20 обозначает: фильтр изготовлен из нетканного материала (Н), пропускная номинальная способность его 60 м3/ч, номинальная тонкость фильтрации 20 мкм.
В зависимости от фильтрационного материала были приняты следующие обозначения: Б — бумага, Т — ткань, К — керамика, С — сетка, М — металлокерамика. В настоящее время складские фильтры для светлых нефтепродуктов изготовляют пяти типоразмеров с номинальной пропускной способностью 10, 20, 30, 60 и 120 м3/ч, причем каждый типоразмер фильтров выпускают в двух исполнениях с номинальной тонкостью фильтрации 20 и 40 мкм. В табл. 21 приведены параметры складских фильтров по ГОСТ 19211—80.
Для очистки топлива от воды могут быть использованы фильтры-сепараторы. Перечень таких фильтров, выпускаемых в нашей стране, весьма мал. В основном это одноступенчатые фильтры-сепараторы типа СТ-500, предназначенные для очистки от воды авиационных топлив. Одноступенчатый фильтр-сепаратор СТ-500-2 (рис. 25) состоит из цилиндрического корпуса 4, крышки 2 и фильтрующих элементов корзиночного типа: внутреннего 6, среднего 7 и наружного 8, на которые надеты водоотделяющий и фильтрационный чехлы. Водоотделяющий чехол состоит из смеси гидрофильных и гидрофобных волокон (70 % хлопка и 30 % капрона), заключенных в оболочку из ткани перкаль. Этот чехол переходит в стекатель 5 треугольной формы, опущенный в нижнюю часть корпуса фильтра. На водоотделяющий чехол надет чехол, изготовленный из ткани фильтросванбой. Топливо поступает через патрубок 3, расположенный на крышке, а выходит через патрубок 1, расположенный на корпусе фильтра-сепаратора.
Эти фильтры-сепараторы задерживают частицы механических примесей размером 40 мкм. При большом количестве воды в топливе хлопковые волокна быстро насыщаются влагой, вода не успевает стекать в отстойник, и скоагулировавшие капельки воды вновь дробятся и уносятся вместе с профильтрованным топливом. При снижении доли воды в топливе водоотделяющие свойства фильтра- сепаратора восстанавливаются.
В фильтрах - сепараторах СТ 500-2М для повышения тонкости фильтрации и улучшения влагоотделения фильтрующий чехол выполнен двухслойным из материалов фильтросванбой и ФПП-ДС, а из водоотделяющего чехла удалена часть хлопковых волокон. Эти модернизационные мероприятия повысили тонкость очистки до 5—10 мкм и эффективность влагоотделения.
Трехступенчатый фильтр-сепаратор СТ-2000 пропускной способностью 120 м3/ч состоит из горизонтального цилиндрического корпуса, разделенного перегородками на три секции, в которых размещены пакеты фильтрующих 1, коагулирующих 2 и водоотталкивающих 3 элементов (рис. 26). Каждая секция оборудована автоматическим поплавковым клапаном для выпуска воздуха и отстойником со сливным трубопроводом. Первая секция 1 набрана из фильтрующих элементов цилиндрической формы с вертикальными гофрами, закрытых с торцов крышками. Фильтрующие элементы изготовлены из двух слоев крепированной бумаги АФБ-1К с тонкостью фильтрации 12—16 мкм и АФБ-5 с тонкостью фильтрации 5—8 мкм, обтянутых для жесткости капроновой сеткой. Вторая секция 2 набрана из коагулирующик элементов, выполненных в виде гофрированного цилиндра. Коагулирующие элементы изготовлены из одного слоя стекловолокнистого материала АТМ-1, двух слоев материала ФПА-15 и одного слоя бумаги АФБ-5. Снаружи элементы обернуты пятью слоями АТМ-1, слоем стеклоткани и закрыты перфорированным алюминиевым кожухом. Третья секция 3 изготовлена из водоотталкивающих элементов, имеющих форму гофрированного цилиндра и состоящих из слоя капроновой ткани, слоя бумаги АФБ-5, обернутых капроновой сеткой.
Направление движения топлива в фильтре-сепараторе изображено на рис. 26. В первой секции топливо очищается от механических примесей, во второй микрокапельки воды укрупняются и оседают в отстойнике под действием силы тяжести, унесенные частички воды с потоком топлива задерживаются на наружной поверхности третьей секции и стекают в отстойник. Топливо поступает к выходу 1.
Существенный недостаток выпускаемых промышленностью фильтров и фильтров-сепараторов — периодичность их действия. Как правило, ресурс фильтрующих элементов до промывки не превышает 200—300 м3 топлива, а в некоторых случаях даже значительно меньше в зависимости от его загрязненности. Поэтому малый ресурс фильтров — это большой недостаток в работе бункеровочных баз Минречфлота, так как при большой их загрузке в период навигации частая очистка фильтрующих элементов затруднена. Для преодоления этого недостатка были изготовлены опытные образцы самоочищающихся фильтров, предназначенных для очистки топлива и других нефтепродуктов от загрязнений.
Примером самоочищающегося фильтра для светлых нефтепродуктов служит фильтр ФСС-60, в котором для промывки фильтрующего элемента изменяют направление движения отфильтрованного топлива.
Известны конструкции зарубежных самоочищающихся фильтров, которые по пропускной способности могли бы быть использованы на бункеровочных базах.
Так, фирма «Аугуст Г.КОХ АКО» выпускает автоматические самоочищающиеся фильтры АКО производительностью от 5 до 10 м3/ч для очистки от механических примесей тяжелых топлив. Фильтрующие элементы фильтра АКО представляют собой перфорированные стальные цилиндры с сеткой, изготовленной из нержавеющей стали с размером ячеек 17 мкм. Для очистки фильтра используют противоток отфильтрованного топлива, при этом осадок выбрасывается через сопло, которое постоянно вращается внутри цилиндра. Для работы на топливах высокой вязкости в чугунных кожухах фильтра устанавливают паронагреватели. Тонкость очистки фильтра 25 мкм.
За рубежом распространены фильтрационные установки с элементами поверхностного типа фирмы «Скаматик» (Франция) с непрерывной очисткой рабочей поверхности. Эти фильтры могут работать на топливах любых марок.
Конструкция фильтра представлена на рис. 27, а. Внутри цилиндрического корпуса 7 размещен фильтрующий элемент 6 с устройством непрерывной очистки поверхности фильтрации. Корпус фильтра закрывает крышка 3. Загрязненное топливо через патрубок 2 поступает в корпус фильтра и проходит во внутреннюю часть фильтрующего элемента, наружную поверхность которого непрерывно очищает по частям обратно направленный поток топлива. Очищенное топливо выходит из фильтра через патрубок 9. Фильтрующая поверхность фильтра образована нержавеющей проволокой 10 диаметром 0,5 мм, навитой на стакан 13, по наружной поверхности которого предусмотрена калиброванная проточка, обеспечивающая зазор между витками проволоки 5—10 мкм (рис. 27, б). Для очистки фильтрующей поверхности внутри фильтрующего элемента установлено автоматическое устройство непрерывной очистки, которое состоит из гидромотора 5, размещенного на крышке фильтрующего элемента, и двухлопастного насоса, расположенного непосредственно внутри элемента. Насос работает следующим образом (см. рис. 27, б): лопасть насоса 12 быстро перемещается к неподвижной в первый момент лопасти 11, что создает избыточное давление внутри сектора по отношению к давлению снаружи фильтрующего элемента и обратное движение потока топлива. При этом загрязнения на наружной поверхности фильтра, подхваченные обратным нисходящим потоком топлива, выносятся в корпус, оседают на днище и удаляются через патрубок 8. В следующий момент лопасть 11 медленно отходит от неподвижной лопасти 12, отсекая для очистки следующий сектор, затем цикл повторяется.
Цикличность работы насоса обеспечивает управляющий золотник, который устанавливают на определенное время в зависимости от степени загрязненности]топлива. Рабочей жидкостью служит очищенное в этом же фильтре топливо, подаваемое через патрубок 4. Перепад давлений, обеспечивающий нормальную работу гидромотора, должен быть не менее 0,2 МПа.
Фильтрационная установка обеспечивает тонкость очистки до 5 мкм при максимальном перепаде давления 0,02 МПа. Рабочее давление внутри корпуса фильтра составляет 0,55 МПа. Корпус фильтра снабжен паровым подогревателем 1, который подогревает фильтруемое топливо до 90—120 °С. Фильтр снабжен приборами контроля и сигнализации, прост в обслуживании, которое заключается лишь в периодическом удалении отложений со дна корпуса путем открытия дренажного клапана.
Характеристики проволочно-щелевых фильтров фирмы «Скаматик» типа С:
Самоочищающиеся фильтры более сложны по конструкции, но значительно удобнее в эксплуатации, что весьма важно для бункеровочных баз Минречфлота. В этой связи интересен самоочищающийся фильтр (рис. 28), предназначенный для очистки топлива от механических примесей. Топливо под давлением 0,3—0,5 МПа поступает в верхнюю часть фильтра. Проходя через сетку 7, зажатую между дырчатыми дисками 6 и 8, оно очищается от механических примесей и поступает в нижнюю часть, где давление 0,2— 0,4 МПа. В результате оседания механических примесей на сетке 7 перепад давления увеличивается и при достижении максимального давления (либо автоматически, либо вручную) включается электродвигатель 2 и открывается клапан 5. При открытии последнего через полый вал 4 пространство под ползуном 1 сообщается с атмосферой и в полости под ползуном устанавливается давление, близкое к атмосферному. В результате этого из нижней части фильтра, где давление выше атмосферного, топливо через отверстия в дисках, перекрываемые ползуном 1, направляется через сетку 7, полость ползуна 1 и пустотелый вал 4 на сброс, в отстойную цистерну. Включенный электродвигатель 2 через редуктор 3 приводит во вращение полый вал 4, который передвигает по окружности ползун 1. После того как ползун опишет 1—2 оборота, сетка промыта, т. е. ее фильтрующие характеристики восстанавливаются. Перепад давления на сетке при этом снижается, и отключаются клапан 5 и электродвигатель 2.
Учитывая, что на бункеровочных базах топливо должно быть очищено также и от воды, ЛИВТ предложил модернизировать этот фильтр, дооборудовав его устройством для удаления из топлива воды (рис. 29). В корпусе 2 фильтра для бункеровочной базы в нижнюю часть был установлен кольцевой фильтрующий элемент 1 для очистки топлива от воды, подобный применяемому в фильтрах-сепараторах СТ-500. Таким образом, характерной конструктивной особенностью нового фильтра сепаратора явилось расположение в одном корпусе элементов очистки топлива как от механических примесей, так и от воды. Фильтр-сепаратор ВСФ-10-С был создан на пропускную способность 10 м3/ч. Кольцевой фильтрующий элемент изготовлен из водоотталкивающего нетканного материала ВНИИСВ (полипропиленового волокна), обладающего коалисцирующими свойствами, с размером пор 40 мкм. Из конструктивных соображений число колец кольцевого фильтра-сепаратора было принято равным четырем (диаметром 320, 240, 190 и 90 мм). Длину кольцевого фильтра-сепаратора определяли исходя из скорости фильтрации через водоотталкивающий материал — 3 мм/с.
Испытания опытного образца фильтра ВСФ-Ю-С на дизельном топливе на одной из бункеровочных СЗРП подтвердили правильность и эффективность принципов, заложенных в конструкцию фильтра-сепаратора.
|