Путевые фильтры систем топливоподготовки
На речных судах для удаления из дизельного топлива воды в системе топливоподготовки обычно устанавливают сепараторы в режиме пурификации или путевые фильтры из пенополивинилформаля.
Эти фильтры просты по конструкции, дешевы по сравнению с сепараторами и достаточно эффективно удаляют воду из дизельного топлива. Путевые фильтры состоят из корпуса и фильтрующего элемента, выполненного из технического пенополивинилформаля марки ТПВФ-3. Технический ТПВФ-3 — высокопористый синтетический материал светлого цвета, жесткий в сухом состоянии и среде нефтепродуктов и эластичный во влажном, активный влагопоглотитель, способный удерживать содержащуюся в топливе воду и механические примеси. Основные характеристики ТПВФ-3:
Пенополивинилформаль не токсичен и биологически безвреден. Его поставляют в виде плит 400?400?15 мм или цилиндрических вставок разного диаметра длиной 200—270 мм. Фильтрующий элемент (рис. 20) набирают из отдельных фильтрующих пластин 3, изготовленных из ТПВФ-3. Между фильтрующими пластинами устанавливают капроновые прокладки 4, которые увеличивают поверхность фильтрации и уплотняют пластины в случае их коробления при сушке. Фильтрующие пластины собирают на перфорированный стакан 5 и стягивают болтом с гайкой 1 и шайбами 2. Фильтры из ТПВФ-3 можно использовать не только как путевые, но и как штатные фильтры двигателей. В табл. 16 приведены характеристики фильтрующих элементов, устанавливаемых на различных двигателях.
По мере насыщения фильтрующих элементов водой увеличивается перепад давления на них с 0,01 МПа в сухом состоянии до 0,03—0,04 МПа во влажном. Рост перепада давления выше предельного служит сигналом насыщения фильтра водой и прекращения его способности удерживать воду. Для восстановления способности удерживать воду фильтрующие элементы отжимают и просушивают, а для удаления механических примесей элементы промывают вначале в теплом мыльном растворе, затем в чистой теплой воде, отжимают вручную или механически и сушат при температуре 50—70 °С между решетчатыми поверхностями, обеспечивающими максимальный доступ воздуха. Длительность сушки 15— 50 ч в зависимости от температуры воздуха до полного затвердения элементов. Допускается устанавливать в корпус фильтра регенерируемые фильтрующие элементы после отжатия не полностью просушенными. В этом случае срок эксплуатации фильтрующих элементов до полного водонасыщения сокращается на 25—30 %.
В последние годы на речных судах все чаще применяют тяжелые топлива, содержащие много загрязнений и воды. При использовании тяжелых топлив перед поступлением в двигатель для их очистки в отечественной судовой практике в системах топливоподготовки обычно устанавливали сепараторы, работающие в режиме пурификации и кларификации, а фильтрационные установки до последнего времени применяли как вспомогательное средство из-за невозможности обеспечить требуемую степень очистки топлива от механических примесей и воды или трудностей организовать непрерывный процесс топливоподготовки. Однако в последние годы на судах стали использовать фильтрационные установки вместо сепараторов. Преимущества фильтрационных установок: простота конструкции, меньшее число или полное отсутствие подвижных частей, а следовательно, и большая надежность; возможность объединить в одном аппарате процессы очистки топлива от механических примесей и воды; более низкая стоимость изготовления фильтрационных установок по сравнению с сепараторами вследствие простоты конструкции; отсутствуют дополнительные потери топлива; нет необходимости постоянно следить за работой автоматизированных фильтрационных установок.
Многие зарубежные фирмы разработали и выпускают судовые автономные агрегатированные фильтрационные установки, которые полностью автоматизированы и приспособлены для работы при безвахтенной системе обслуживания. Фильтрационные установки изготавливают как с элементами поверхностного, так и объемного типа. Некоторые из них по своим эксплуатационным характеристикам превосходят лучшие образцы центробежных сепараторов.
Так, в 1963/64 г. французская фирма «Софранс» испытала на судах полностью автоматизированные фильтрационные установки объемного типа марки 7036, предназначенные для очистки тяжелых топлив от механических примесей и воды. Успешные испытания обусловили быстрое и широкое распространение установок па судах зарубежного флота. В настоящее время установки марки 7036 производят по лицензиям в четырех странах. Основные характеристики фильтрационных установок фирмы «Софранс» марки 7036:
Фильтрационная установка (рис. 21) состоит из двух горизонтальных фильтров 2, смонтированных на отстойной цистерне 3, насоса, системы программного автоматического управления 1 и комплекта автоматических клапанов, одного внешнего и двух встроенных подогревателей. В качестве фильтрующих элементов использованы тефлоновые линзообразные диски с двухслойной сетчатой поверхностью, набранные на центральный стержень в пакет. Размер ячейки внутренней сетки примерно 50 мкм, наружной — 3—10 мкм. Механические примеси оседают на наружной поверхности фильтрующих элементов, а очищенное топливо выходит через центральный стержень. Фильтрующая сетка выполнена из нержавеющей стальной проволоки диаметром 50 мкм. Пакет фильтрующих элементов установлен горизонтально в цилиндрическом корпусе, в котором, кроме того, размещены:
обтекатель, выполненный из стального листа в виде полуцилиндра, предназначенный исключать непосредственный контакт поступающего топлива с фильтрующими элементами и стабилизировать скорость внутри корпуса;
датчик устройства обнаружения воды, подающий импульс на открытие дренажного клапана, при достижении предельного уровня отстоявшейся в корпусе воды или при предельной ее концентрации в топливе;
электроподогреватель с термостатом, который поддерживает температуру внутри корпуса в пределах 40—50 °С, в зависимости от марки фильтруемого топлива.
Фильтрующие элементы установлены эксцентрично по отношению к корпусу для предотвращения контакта кромок дисков, находящихся в нижней части корпуса, с отстоявшейся водой. Отстойная цистерна для сбора и отстоя продуктов очистки топлива служит одновременно и фундаментом фильтрационной установки.
В отстойной цистерне установлены электроподогреватель с термостатом, поддерживающим температуру топлива 40—50 °С, и регулятор воды, датчик которого подает импульс па открытие дренажного клапана цистерны. Часть отстойной цистерны отгорожена перфорированной перегородкой, образующей переливную цистерну, откуда отстоявшееся топливо поступает обратно на очистку. На электрощите программного автоматического управления, установленном непосредственно на корпусах фильтров, смонтированы приборы контроля, приборы световой и звуковой сигнализации, предохранительные реле автоматических клапанов, программирующее устройство. Последнее обеспечивает требуемую последовательность процессов, происходящих в установке при фильтрации и очистке, а также для их регулирования. Дренажные и выпускные клапаны установки—пневматические, рабочее давление воздуха 0,4—0,8 МПа. Предохранитель в системе управления предназначен для выключения установки при падении давления воздуха ниже предельного.
Топливный насос агрегата устанавливают либо на корпусе отстойной цистерны, либо отдельно, по условиям монтажа на судне. С целью предотвращения образования стойких водотопливных эмульсий применен насос ротационио-объемного типа с небольшой частотой вращения без байпасного клапана. При повышении давления в нагнетательном трубопроводе выше допустимого насос отключается и включается вновь при падении давления до 0,2 МПа. Внешний подогреватель топлива — паровой, давление пара 0,3— 0,5 МПа. Встроенные подогреватели — электрические, мощностью 1,5—2,5 кВт.
Работа фильтрационной установки осуществляется следующим образом. Топливо, подлежащее очистке, самотеком поступает к насосу, а через паровой подогреватель к одному из фильтров. При этом насос автоматически включается только после того, как температура внутри корпуса фильтра достигает 40 °С, что обеспечивают предварительно включенные электроподогреватели. Затем топливо в корпусе фильтра проходит через фильтрующую поверхность и поступает в расходную цистерну. Механические примеси оседают на наружной поверхности фильтра. Частички воды, находящиеся во взвешенном состоянии в топливе, благодаря малой скорости потока и коалесцирующему эффекту скапливаются на поверхности фильтрующих дисков. По мере укрупнения капельки воды стекают с кромок дисков и собираются в нижней части корпуса фильтра и периодически удаляются вместе с твердыми отложениями в отстойную цистерну через пневматический дренажный клапан, который открывается на 4—5 с по импульсу от датчика регулятора воды.
Техническое обслуживание фильтрационной установки типа 7036 сводится к периодическим осмотрам и очистке внутренних полостей и емкостей в соответствующие сроки, рекомендуемые фирмой. Фильтрующие элементы в сборе через 3—6 мес промывают в чистом топливе либо в специальном моющем растворе фирмы «Гамлен» (Франция) в течение 0,5 ч. Отстойную цистерну очищают один раз в год. Повседневное обслуживание заключается во внешнем ос- смотре установки и проверке положения ее органов управления. В табл. 17 приведены результаты испытания установки типа 7036 при работе ее на тяжелых топливах.
Как видно из таблицы, доля воды в очищенном топливе практически не зависит от степени обводнения его перед фильтром. Общая доля механических примесей (размер частиц более 3 мкм) сокращается в среднем в 4 раза. Испытания также показали на некоторое снижение доли серы в очищенном топливе, что можно объяснить частичным ее удалением со шламом и водой.
У фильтрационных установок фирмы «Софранс» высокая степень надежности, для них практически не требуется повседневное обслуживание. Их усовершенствование фирма ведет по пути повышения качества очистки топлива благодаря применению фильтрующих сеток с ячейками 1—2 мкм и гидрофобных покрытий, например теофена.
В последние годы стали применять на судах автоматизированные фильтрационные установки поверхностного типа для очистки дизельного и тяжелого топлив от механических примесей и воды, Западногерманской фирмы «Болл». Одна из установок этой фирмы типа 8.10 установлена на ледоколах финской постройки типа «Капитан Чечкин». Принципиальная схема фильтрационной установки приведена на рис. 22, а. Основными элементами установки являются: водоотделитель 1, с автоматическим отводом воды, защитный фильтр насоса 2, насос 3, самоочищающееся фильтрационное устройство 4, отстойная цистерна 6, куда сбрасывается грязное топливо. Неочищенное топливо поступает в водоотделитель 1, внутри которого расположен набор сепарационных пластин. При вязкости топлив более 40 мм2/с, включается подогреватель топлив, змеевик которого расположен в нижней части водоотделителя. При медленном протекании топлива между наклонными сепарационными пластинами частицы воды под действием сил тяжести опускаются на пластины и далее стекают по наклонной образующей на дно водоотделителя. При достижении отделенной водой определенного уровня срабатывает датчик, подающий импульс к дренажному клапану, который открывается, и вода вытекает в отстойную цистерну. Одновременно с водой удаляются и крупные механические примеси.
В самоочищающемся фильтрационном устройстве 4, состоящем из двух фильтров, удаляются мельчайшие твердые частицы и остатки воды. По мере загрязнения фильтрующих элементов в фильтрах постепенно повышается давление. Когда перепад давления в одном из фильтров достигает 0,06 МПа, автоматическое устройство включает в работу другую параллельно расположенную чистую пару фильтрующих элементов. В загрязненные фильтроэлементы противотоком поступает воздух под давлением 0,4—1 МПа, очищающий их от механических примесей и воды. Смесь оставшегося топлива, твердых частиц и воды воздух перегоняет в буферное отделение отстойной цистерны. Защитные перегородки в этом отделении снижают скорости поступающего потока смеси, и это обеспечивает ее медленное стекание в отстойную цистерну. Используемый для очистки поверхностей элементов сжатый воздух удаляется по трубе из верхней части цистерны. Отстоявшееся чистое топливо из отстойной цистерны выходит по трубе 5. Осадок, состоящий из твердых частиц и воды, собирается в нижней части цистерны, его периодически удаляют путем продувки. Расположенный в нижней части цистерны подогреватель включается при работе установки на вязких тяжелых топливах.
Самоочищающееся фильтрационное устройство (рис. 22, б) состоит из приемного патрубка 7, корпуса 8, фильтров 9, механизма 11 для автоматического переключения потока топлива с одной пары фильтрующих элементов на другую и воздушной системы очистки фильтрующих элементов.
Фильтрующие элементы представляют собой стаканы 10, внутри которых расположены фильтрующие цилиндры 9, изготовленные из стальной сетки с хромо-никелевым покрытием, обеспечивающей отсев твердых частиц с размером более 10 мкм. Оставшаяся после водоотделителя вода отделяется на поверхностях фильтрующих элементов благодаря разнице в поверхностных натяжениях топлива и воды. Фирма рекомендует на судах с двухтопливной системой устанавливать 2 фильтрационные установки: одну для работы на дизельном топливе, вторую — на тяжелом. Должно быть предусмотрено устройство переключения установок для очистки топлив обоих видов.
В связи с тем что на речном флоте фильтрационные установки появились впервые, были проведены исследования их эффективности. При этом оценку проводили по двум основным параметрам: тонкости отсева и эффективности очистки топлива от воды. Пробы топлива отбирали до и после фильтрационной установки. Тонкость отсева определяли методом микроскопии. Дисперсный состав механических примесей в отобранных пробах исследовали с помощью микроскопа МБИ-3. Частицы подсчитывали по микрофотографиям, а результаты обрабатывали методами математической статистики. Опыты проводили на мазуте Ф5, характеристики которого приведены в табл. 18.
В соответствии с данными микроанализа максимальный размер части механических примесей в исходном топливе достигал 120—140 мкм, а после очистки в топливе не было частиц размером более 10 мкм.
Эффективность очистки топлива от воды определяли по изменению ее доли до и после установки. Анализ полученных данных показал, что доля воды в топливе после прохождения установки изменяется менее чем в 2 раза, особенно при сильно обводненном топливе (более 1 %). Для указанных исходных топлив (см. табл. 18) было соответственно получено на выходе 0,3 и 1,1 % воды в топливе.
Таким образом, тонкость отсева фильтрационной установки фирмы «Болл» соответствует тонкости, гарантированной фирмой, и не превышает 10 мкм. Однако эффективность очистки топлива от воды недостаточна и в этом отношении данная установка уступает установке фирмы «Софранс» и тем более центробежным сепараторам. В то же время, как показывают результаты испытаний, при очистке примерно одинаковых по качеству топлив потери их в фильтрационных установках в 2—3 раза меньше, чем в сепараторах.
Для работы в судовых условиях выпускают и другие типы фильтрационных установок поверхностного типа, например фильтрационная установка Скаматик (Франция) типа С, производительностью 0,5—3,0 т/ч, при вязкости топлива примерно 370 мм2/с. Установка обеспечивает тонкость очистки 3—5 мкм при максимальном перепаде давления 0,02 МПа.
Наряду с фильтрационными установками поверхностного типа ряд иностранных фирм выпускают установки объемного типа. На судах распространены установки с объемными элементами разового действия фирм «Винслоу» и «Филтерс» (Англия).
Конструкция фильтрационных установок этих фирм принципиально сходная. Фильтр фирмы «Винслоу» (рис. 23, а) состоит из корпуса 7 и крышки 5, внутри которых размещены фильтрующие элементы 3, одетые на перфорированные трубы 2. Для прижатия фильтрующих элементов предназначено прижимное устройство 6. Загрязненное топливо входит через патрубок 4, а очищенное топливо выходит через патрубок 10. Для спуска отстоя из грязевой камеры 9 предусмотрена труба 8.
Фильтрующий элемент объемного типа (рис. 23, б) по форме напоминает цилиндр, внутри которого находятся перфорированная трубка 2, а снаружи ее набивка 11 — фильтрующий материал из хлопчатобумажных нитей и древесных стружек. Набивку удерживает на трубке тонкая двухслойная водоотталкивающая ткань 12. Топливо к элементам поступает снаружи и после очистки выходит по трубке вниз. Размер пор в массе фильтрующего материала уменьшается от периферии к центру, благодаря чему элемент равномерно загрязняется. Производительность таких фильтрационных установок достигает 5 м3/ч при тонкости очистки до 5 мкм. Начальный перепад давления 0,015—0,03 МПа, предельный 0,3—0,5 МПа. Установки оборудованы сигнализирующей аппаратурой предельного перепада давления. При вязкости топлива более 86 мм2/с корпус фильтрационной установки оборудован паровым подогревателем 1 (см. рис. 23, а).
Повседневное обслуживание фильтрационной установки сводится к периодическому выпуску отстоя в отстойную цистерну. Срок службы фильтрующих элементов, по данным фирм, не менее 3000 ч, после чего их заменяют.
В табл. 19 приведены результаты 8-часовых сравнительных испытаний фильтрационных установок с объемными и поверхностными элементами. Как видно из таблицы, эффективность очистки первых, при равной скорости загрязнения, значительно выше.
Для более глубокой очистки топлива применяют многоступенчатые установки, в которых несколько ступеней фильтрации. Так, в настоящее время в эксплуатации находятся автоматизированные многоступенчатые установки для очистки топлив с вязкостью до 860 мм2/с. Такая установка состоит из первичного отстойника, трехступенчатого фильтра, подогревателей, насосов и системы авторегулирования. В этой установке основная часть топлива циркулирует по замкнутому циклу через фильтры I и II ступени, вследствие чего непрерывно повышается его качество, и только часть топлива подается на окончательную очистку. При этом обеспечивается тонкость очистки топлива 3— 5 мкм.
С 1970 г. американская фирма Марине Хойстурс Контрол выпускает агрегатированиые фильтрационные установки, работающие по принципу коалесценции. Очистка тяжелого топлива в них двухступенчатая. В первой ступени установки, представляющей собой фильтрационное устройство разового действия объемного типа, удаляются механические примеси размером более 3 мкм и отделяется свободная вода. Во второй ступени установки, выполненной в виде ряда перегородок из гидрофобного материала, полностью отделяется эмульгированная вода (до 95 %). Обе ступени размещены в одном корпусе. Производительность установки 0,15—1,5 м3/ч, предельный перепад давления 0,35 МПа, задерживающая способность первой ступени 420 г.
В конструкции установки предусмотрена быстрая замена фильтрующих элементов первой ступени, элементы второй ступени заменять не требуется. Низкая начальная стоимость, простота конструкции и легкость обслуживания обеспечили широкое их применение на судах зарубежного флота.
|