Штатные фильтры в двигателе для очистки топлива
Для очистки топлива от механических примесей предназначены штатные фильтры двигателей, устанавливаемые непосредственно на двигателе вблизи топливной системы.
Сменной или регенерируемой (очищаемой) частью в этих фильтрах является фильтрующий элемент, поэтому их располагают в местах, удобных для технического обслуживания. Корпуса фильтров изготавливают штампованными из стали и литыми из чугуна или алюминиевых сплавов. Их оборудуют в нижней части спускными клапанами или краниками. Конструкция фильтров зависит в основном от типа фильтрующего элемента. В табл. 10 приведены основные характеристики штатных фильтров, применяемых в судовых дизелях речного флота. Характеристики фильтрующих элементов поверхностного типа фильтров грубой очистки приведены в табл. 11.
Металлические сетки являются наиболее распространенным фильтрующим материалом. Их изготавливают квадратного (рис. 11, а) и саржевого (рис. 11, б) плетения из латуни, меди, нержавеющей стали и др. Тонкость отсева сетки зависит от размера ячейки в свету. Пропускная способность сетки зависит от размера ячейки в свету и коэффициента проходного сечения Кп.с, равного отношению площади проходного сечения Fп к общей площади сетки F0,
В сетках саржевого плетения более высокая тонкость отсева, чем в сетках квадратного плетения, но их пропускная способность значительно меньше. Минимальный размер ячейки сеток саржевого сечения равен 2 мкм. В табл. 12 приведены характеристики сетчатых фильтрующих элементов квадратного плетения.
Для обеспечения непрерывной очистки топлива обычно устанавливают сдвоенные фильтры грубой очистки, в которых фильтрующие элементы работают попеременно. На рис. 12 изображен сетчатый фильтр грубой очистки. Фильтр двухсекционный, в каждой секции свой корпус 10 с крышкой 4 и сетчатый фильтрующий элемент 6. Оба корпуса фильтра приварены к трехходовому крану 5. Фильтрующий элемент представляет собой перфорированный стальной цилиндр 11, обтянутый латунной сеткой 12. Снизу цилиндра установлено глухое днище 8, а сверху — днище 1 с отверстиями для прохода топлива. Фильтрующий элемент прижат к буртику 13 пружиной 3. Топливо поступает по трубе 7 к трехходовому крану. В зависимости от положения пробки крана оно может поступать сразу в обе секции фильтра или в отдельности в каждую из них. Благодаря такой конструкции можно поочередно промывать каждую из секций, не выключая фильтр из работы. Кран 9 служит для спуска воды и грязи и удаления топлива при отключении секции, а кран 2 для удаления воздуха.
Для увеличения поверхности сетки фильтрующий элемент иногда выполняют в виде пакета фильтрующих дисков. Такой фильтр применен на двигателях НФД48. На рис. 13 изображены фильтрующие элементы дискового типа, представляющие собой набор каркасных 2 и сетчатых 3 я 4 дисков. По внешнему диаметру сетчатые диски скреплены ободом 1, по внутреннему диаметру — закреплены в отдельных ободах 5 и 6. Каркасные диски по внутреннему диаметру сгофрированы.
На судах все чаще стали применять самоочищающиеся сетчатые фильтры (рис. 14). При нормальной работе открыты клапаны 4 и 3 правой или левой секции. Для очистки фильтрующего элемента 2 от загрязнений включают другой фильтр, а у очищаемого закрывают клапан подачи 4 и открывают клапан спуска загрязнений 1. Тогда чистое топливо из магистрали через клапан 3 будет поступать как к двигателю, так и в очищаемый фильтр, внутрь фильтруемого элемента 2 и через него в корпус фильтра, смывая загрязнения с наружной стороны. Топливо, смывшее загрязнения, поступает через клапан 1 в цистерну грязного топлива. В ряде конструкций для очистки периодически направляют поток топлива в обратном направлении, и загрязнения, смытые топливом со всей поверхности фильтрующего элемента, попадают в нижнюю часть корпуса; в других, например в щелевом фильтре фирмы «Марин Когуо Ко» (Япония), для очистки фильтрующей поверхности от загрязнений применяют сжатый воздух, т. е. по мере засорения одной из секций и повышения в ней перепада давления, срабатывает система автоматики и сжатый воздух под высоким давлением продувает фильтрующий элемент. Недостаток сетчатых фильтров — малая тонкость отсева и трудно удалять из участков переплетения проволок загрязнения и особенно асфальтосмолистые вещества.
В последние годы сетчатые фильтры вытесняют пластинчато-щелевые, набранные из чередующихся по высоте фильтрующих и промежуточных пластин. Фильтрующая щель, образуемая фильтрующими пластинами, зависит от толщины промежуточной пластины (50—120 мкм). Во многих пластинчато-щелевых фильтрах предусмотрены специаль ные очищающие пластины ножи, осуществляющие механическим способом очистку фильтрующих элементов. Некоторые зарубежные щелевые фильтры снабжены электродвигателем, обеспечивающим непрерывную механическую очистку.
На рис. 15 изображен двухсекционный пластинчато-щелевой фильтр, устанавливаемый в двигателях Л 275. Корпус фильтра 1 перегородкой 9 разделен на две полости: неочищенного а и очищенного в топлива. Из одной полости в другую топливо проходит через пластинчато-щелевые фильтрующие элементы 3 и 8. Каждый фильтрующий элемент набран из чередующихся по высоте фильтрующих пластин 10 толщиной 0,25 мм и промежуточных пластин (звездочек) 12 толщиной 0,1 мм. Размер фильтрующей щели определяет толщина звездочки. Пластины надевают на стержень 5 и сжимают стаканом 2, затянув гайкой 13. Топливо поступает в полость а через входное отверстие б, проходит в щели между пластинами и через вырезы в них выходит по центральному каналу в полость в и далее к двигателю. Загрязнения, находящиеся в топливе, остаются на внешней поверхности фильтрующего элемента. Фильтр снабжен пластинами-очистителями (скребками) 11, входящими в зазоры между фильтрующими пластинами, насаженными на квадратный стержень 7, ввернутый в головку 6. Для очистки щелей фильтрующие элементы периодически поворачивают относительно скребков с помощью рукоятки 4 центрального стержня, на который надеты фильтрующие пластины.
Оригинальная конструкция щелевого фильтра тонкой очистки высокого давления применена в двигателях Д6. Щелевой фильтр установлен в корпусе форсунки перед распылителем. Он представляет собой втулку 2, в которую вставлен цилиндрический фильтрующий элемент 1 (рис. 16). На боковой поверхности фильтрующего
элемента проточены канавки глубиной 0,4—0,5 мм, попеременно выходящие с одного и другого торцов. Зазор между втулкой и фильтрующим элементом 2—4 мкм, в результате чего топливо продавливается через этот зазор из одной канавки в другую и очищается от частиц с размером больше этого зазора. Подобные фильтры применяют также и в других дизелях.
Проволочно-щелевые фильтры представляют собой жесткую ребристую основу (обычно цилиндрической формы) с отверстиями для прохождения топлива. Фильтрующую поверхность образует навитая с калиброванным шагом металлическая проволока или лента. Зазор между витками в фильтрах равен 70—140 мкм. Обычно эти фильтры оборудуют механизмом ручной или автоматической очистки, подобным механизму в пластинчато-щелевых фильтрах.
Рассмотренные выше фильтры предназначены для грубой очистки дизельного топлива и, как правило, их применяют в сочетании с другими фильтрами. В настоящее время некоторые зарубежные фирмы выпускают такого же типа фильтры для тонкой очистки топлива.
Так, фирма «Релламит Интерн Ко» (Франция) производит фильтры, элементы которых образованы комплектом дисков с перекрестными тангенциальными каналами. Подобные же фильтры выпускает фирма «Марин Когуо Ко», которые обеспечивают тонкость очистки до 5 мкм.
Все поверхностные фильтры не приспособлены для отделения воды. Исследования, проведенные у нас и за рубежом, позволили создать поверхностные и объемные фильтры благодаря использованию гидрофобных (водоотталкивающих) и коалесцирующих материалов, надежно отделяющих до 90 %, воды, находящейся в топливе. В табл. 13 приведены характеристики некоторых водоотталкивающих фильтрационных материалов.
Тканевые поверхностные фильтры грубой очистки топлива на судах применяют редко. А тканевые фильтрующие элементы используются в фильтрах тонкой очистки для дизельного топлива. Материалом в этих фильтрах служат льняные, капроновые, хлопчатобумажные ткани и др. Фильтровальные ткани обычно изготовляют квадратного или саржевого плетения. Отечественные тканевые фильтры тонкой очистки для маловязких топлив стандартизованы (ГОСТ 10357—75), их выпускают двух типоразмеров (табл. 14) 2ТФ-4 и 2ТФ-5. Фильтры сдвоенные и отличаются один от другого пропускной способностью и высотой.
В фильтре 2ТФ-4 (рис. 17, а) два тканевых фильтрующих элемента 7, расположенных в отдельных корпусах 6, объединенных общей крышкой 9. Для разделения полостей грязного и чистого топлива в фильтрующем элементе сверху и снизу предусмотрены днища 4 и 8, уплотненные фетровыми прокладками, постоянно поджимаемые пружиной 3. Для спуска отстоя и осуществления промывки в нижней части корпуса расположен болт 1, который путем прижатия шарика 2 запирает отверстие для слива топлива. Профильтрованное топливо выходит через перфорированную трубку 5. В крышке расположен кран 10, с помощью которого одну из секций переключают на промывку.
Фильтрующий элемент (рис. 17, б) состоит из фильтрующей шторы 3, двух стальных крышек 2 и 5, двух ободков 6, перфорированной трубки 1 и гайки 4. Фильтрующая штора изготовлена из миткали в виде цилиндра и сложена в восьмигранную гармонику, что обеспечивает максимальную поверхность фильтрации при данном объеме. Через каждые 300—500 ч работы фильтр необходимо промывать. С помощью крана 10 (см. рис. 17, а) топливо поступает в обратном направлении и смывает осевшую на наружной поверхности фильтрующей шторы грязь и удаляет ее через отвернутый сливной болт 1. Промывку выполняют при уменьшенной нагрузке до 50 % или холостом ходе. Вследствие окисления волокон ткани через несколько промывок фильтрующий элемент фильтра заменяют.
В фильтрах используют также и нетканные фильтрующие материалы, получаемые путем пропитки слоя волокнистой массы латексом. В качестве фильтрационного материала широко используют также бумагу и картон, обладающие очень низкой пропускной способностью. Однако у них очень высокий коэффициент очистки и тонкость фильтрации, достигающая 1,5—2,0 мкм. Как у нас в стране, так и за рубежом широко распространены для тонкой очистки топлива бумажные фильтры поверхностного типа, выполненные из высокопористой, пропитанной специальными веществами, фильтровальной бумаги толщиной 0,2— 0,6 мкм. Отечественная промышленность выпускает 4 типоразмера бумажных фильтров (табл. 15). Конструктивное исполнение этих фильтров и тканевых фильтров 2ТФ-4 и 2ТФ-5 аналогично. Вследствие складчатой формы образуется развитая удельная площадь фильтрующей шторы, что обеспечивает небольшое гидравлическое сопротивление при высокой тонкости отсева (2—3 мкм). Фильтры ТФ-2 и ТФ-3 одинарные, а 2ТФ-2 и 2ТФ-3 сдвоенные. Структура бумаги и картона высокопористая с коэффициентом пористости до 70 %. Толщина бумаги до 0,6 мм, картона от 0,6 до 10 мм. С целью улучшения пористости и повышения механической прочности при изготовлении в бумагу добавляют хлопчатобумажные волокна. При работе фильтров на обводненном топливе бумага разбухает и теряет прочность. Для придания ей водоотталкивающих свойств используют эмульсии латекса и парафина, кремнеорганические соединения типа ГКЖ-94. С этой же целью и для повышения жесткости и механической прочности бумагу пропитывают фенолформальдегидными смолами. В отечественной практике бумагу пропитывают спиртовым раствором бакелитового лака марки А. Бакелизированная бумага имеет более высокую механическую прочность и хорошие водоотталкивающие свойства.
В зависимости от толщины картона фильтры могут работать по объемному и поверхностному принципу фильтрования. В пластинчато-щелевых картонных фильтрах тонкой очистки толщина картона до 1 мм. Они состоят из фильтрующих и промежуточных фигурных пластин. В фильтрующих пластинах предусмотрены прорезы для отвода очищенного топлива в центральную полость. Собранный пакет пластин закрывают металлическими крышками с картонными или фетровыми сальниками и стягивают специальными стяжками. На рис. 18 изображен фильтрующий элемент подобного фильтра тонкой очистки дизельного топлива. В таком фильтре топливо направляют только поперек фильтрующих пластин для уменьшения его гидравлического сопротивления. По аналогичному принципу работают фильтры тонкой очистки дизельного топлива, разработанные НАМИ. Отечественная промышленность выпускает и другие бумажные и картонные фильтры тонкой очистки поверхностного типа.
В объемных фильтрах загрязнения удерживает вся масса фильтрационного материала, в связи с этим очистка их или невозможна вообще или весьма сложна и трудоемка, поэтому их применяют редко. Поэтому очень часто современные фильтры подобного тина снабжают войлочными, фетровыми и металлокерамическими фильтрующими элементами разового действия, приспособленными для быстрой замены. Это стало возможным после создания недорогих фильтрующих материалов и удлинения срока их службы. Современные зарубежные фильтрующие элементы объемного типа могут служить без замены до 3000 ч, обеспечивая высокую степень очистки топлива.
Заменяемые фильтрующие элементы представляют собой патрон, с внешней и внутренней цилиндрическими перфорированными стенками, пространство между которыми заполнено фильтрующим материалом (минеральной шерстью, хлопчатобумажной пряжей, войлоком). Однако стоимость фильтрующих элементов из этих материалов очень велика, поэтому в качестве фильтрующих стали применять более дешевые материалы (древесную муку различной зернистости, древесные стружки и т. д.).
В объемных фильтрах тонкой очистки (рис. 19) фильтрующий элемент набран из войлочных пластин 1 марки ФТ толщиной 10 мм, между которыми расположены войлочные пластины-прокладки 2 марки ПрТ толщиной 5 мм. Каркасом для пакета пластин служит металлическая перфорированная трубка 3, на которую одет чехол шелковой ткани 4. Для уплотнения пластин предусмотрена пружина 5, расположенная в нижней части корпуса. Топливо движется от периферии к центру вдоль волокон пластин.
|