Сепарации дизельного топлива
Одной из ведущих зарубежных фирм в сепараторостроении является шведская фирма «Лаваль».
Начиная с пятидесятых годов эта фирма выпускает судовые сепараторы самоочищающего типа. Сепараторы этой фирмы установлены на многих морских судах, построенных в СССР и за рубежом. Для сепарации дизельного топлива фирма выпускала сепараторы несамоочищающегося типа Б(В), BИB(VIB) и MBБ(MVB) производительностью от 275 до 1800 л/с, а в настоящее время выпускает 8 моделей сепараторов типа МАБ (МАВ).
С целью облегчения и сокращения времени разгрузки барабана от примесей фирма спроектировала и выпускает самоочищающиеся сепараторы с периодическим удалением осадка из грязевой камеры барабана (6 моделей сепараторов типа МАРХ). Эти сепараторы снабжены станцией программного управления для автоматической выгрузки шлама. Опыт эксплуатации самоочищающихся сепараторов фирмы «Лаваль» на морских судах показал их высокую надежность и простоту обслуживания. Эти сепараторы предназначены для очистки дизельного, тяжелого топлива и смазочного масла с максимальной вязкостью до 89 мм2/с при 38 °С.
В табл. 9 приведены основные технические характеристики сепараторов серии МАРХ. Номинальная производительность сепараторов должна быть получена при обработке дизельного топлива вязкостью 15 мм2/с, температура которого 38 °С, при следующих условиях: доля воды в топливе не более 5 % по объему; доля механических примесей не более 0,5 % по массе; вакууметрическая высота всасывания 4 м; напор насоса 15 м. В этом случае фирма гарантирует следующее качество сепарации: доля воды не более 0,1—0,2 % по объему; доля механических примесей 0,01 %. Сепараторы предназначены для непрерывной нормальной работы при килевой и бортовой качке.
Конструкция и принцип работы сепараторов серии МАРХ такие же, как у аналогичных лицензионных сепараторов серии СЛ, рассмотренных в предыдущем параграфе. При безвахтенном обслуживании машинных отделений судов фирма поставляет оборудование для программного управления сепараторами серии МАРХ. В системе программного управления электрического или пневматического тина электрическое реле времени осуществляет необходимую последовательность операций выгрузки шлама через заданные интервалы времени: отключает сигнальное устройство наличия жидкостного уплотнения на время выгрузки примесей и снова включает его после завершения выгрузки. Последовательность операций обеспечивает кулачковый диск. Система программного управления оборудована также сигнальным устройством на случаи неправильного срабатывания. Кроме того, предусмотрена защита при нарушении гидравлического уплотнения барабана и срыве потока рабочей воды. Сигнальное устройство автоматически прекращает подачу топлива в сепаратор, при этом загорается аварийная лампочка.
Сепараторы серии МАРХ установлены на ряде речных судов, построенных за границей (на венгерских толкачах пр. 428 2 сепаратора марки МАРХ-207, а на грузовых судах пр. 326, 488, 316, 2101 и др. —.сепараторы МАРХ-204).
В настоящее время фирма «Лаваль» перешла к выпуску нового поколения топливных сепараторов самоочищающегося типа серии Альфакс УШПХ (WHPX). На базе сепараторов серии МАРХ созданы 5 моделей сепараторов Альфакс УШПХ (WHPX-505, -510, и т. д.), с номинальной производительностью от 4500 до 20 000 л/ч при работе на топливе с вязкостью 13 мм3/с (50 °С).
У сепараторов серии Альфакс по сравнению с моделями МАРХ улучшены технические характеристики, т. е. они отвечают современным требованиям. В этих сепараторах применена новая гидравлическая система управления разгрузкой барабана, позволяющая существенно сократить расход воды на управление разгрузкой барабана от примесей и уменьшить потери топлива при удалении шлама. Создана новая станция электрического программного управления разгрузкой сепаратора, системой контроля и аварийной сигнализации.
Датская фирма «Титан» выпускает 5 моделей полусамоочищающихся сепараторов типа СМ производительностью от 1300 до 10 000 л/ч. У этих сепараторов небольшая масса, они компактны и надежны в работе. Их кинематическая схема сходна со схемой сепараторов фирмы «Альфа Лаваль». Отличительной особенностью сепараторов этого типа является коническое днище барабана, благодаря чему происходит быстрая очистка барабана с минимальным применением ручного труда. Шлам после заполнения барабана сепараторов типа СМ удаляют следующим образом. Снимают монтажное кольцо и верхнюю часть барабана. Затем при сниженной на 50 % частоте вращения из раскрытого барабана удаляют шлам в течение нескольких минут. Сепараторы типа СМ рекомендуются для очистки дизельного топлива.
Для тяжелых топлив фирма выпускает 4 модели самоочищающихся сепараторов типа ЦНС (CNS) и ЦС (CS) производительностью от 3000 до 15 000 л/ч. Сепараторы марки ЦНС-66, ЦНС-70 и ЦНС-80 по конструктивному исполнению сходны с сепараторами фирмы «Альфа Лаваль» и относятся к сепараторам периодического действия с автоматическим удалением шлама из барабана через определенный промежуток времени. Эти сепараторы поставляют как с системой автоматического управления, так и без нее. Система управления обеспечивает пуск, контроль за работой, разгрузку барабана и остановку сепаратора при аварийных ситуациях.
На рис. 9, а изображен разрез барабана сепаратора марки ЦНС-66. Барабан состоит из нижней цилиндрической части 5, с закрепленной в ней неподвижной запорной втулкой 8, в которой движется, как поршень в цилиндре, средняя подвижная часть барабана 4 и крышки барабана 3, соединенной со средней с помощью соединительной гайки 1. Внутри барабана помещен тарелкодержатель 2, с сепарациомными тарелками 7. Внутренняя часть барабана, состоящая из деталей 1,2,3 и 4, образует поршневую систему, которая может совершать возвратно-поступательное движение в нижней цилиндрической части 5. При обычной работе сепаратора вся указанная система перекрывает выпускные окна а для удаления шлама при помощи пружин 6, расположенных в нижней части барабана. При перемещении подвижной системы вверх под воздействием гидростатического усилия резиновое уплотняющее устройство 9 поднимается и в корпусе барабана открываются окна а, через которые под действием центробежных сил удаляются шлам и другие примеси, скопившиеся в грязевой камере.
Для открытия и закрытия окон в барабане предназначена гидравлическая система, воздействующая на подвижную систему барабана. Для этой цели на магистрали рабочей воды открывается кран и рабочая вода поступает в камеру б. Вода создает гидростатическое давление на среднюю часть 4, перемещая подвижную систему вверх на 4 мм, открывая выпускные окна, расположенные между верхней кромкой запорной втулки 8 и резиновой уплотнительной прокладки 9, и шлам под действием центробежных сил выбрасывается из грязевой камеры барабана.
Одновременно вода поступает в камеру б и вытекает через два отверстия в в запорной втулке 8. Шлам можно удалить только в том случае, если количество подводимой рабочей воды больше, чем вытекающей из камеры б через выпускные отверстия. Продолжительность очистки барабана от шлама примерно 10 с. После удаления шлама рабочая вода в камеру б пе поступает, количество ее уменьшается, давление снижается, и пружины возвращают подвижную часть барабана закрывающего окна а в исходное положение.
При работе сепаратора в режиме пурификации очищенное топливо вытекает через отверстие в соединительной гайке 1, а отсепарированная вода — через отверстия в регулирующих винтах 10.
Сепараторы ЦНС-80, несколько отличающиеся по конструкции от сепараторов ЦНС-66, фирма выпускает с 1958 г. С этого же года фирма начала производство сепараторов ЦС-640, которые отличаются высокой эффективностью очистки и большой производительностью (15 ООО л/с). В сепараторах предусмотрены дисковый тормоз и устройство для очистки барабана, конструкция которого отлична от соответствующих узлов сепараторов других фирм.
Западногерманская фирма «Вестфалия» выпускает сепараторы несамоочищающиеся типа МОЦ (МОС) и ОН (ON) и самоочищающиеся — типа СЛОГ (SAOG) и CAAOX (SAAOH). Производительность сепараторов типа ОН от 1200 до 16 ООО л/ч, а частота вращения барабана выше, чем у сепараторов типа МОЦ, в барабане предусмотрены грязевая вставка, упрощающая удаление осадка, протекторные цинковые тарелки и напорные диски, заменяющие откачивающую полость насоса. Производительность сепараторов типа САОГ от 3900 до 5900 л/ч. Сепараторы всех моделей фирмы могут работать в режимах пурификации и кларификации. Обычно сепараторы несамоочищающего типа применяют в режиме пурификации для очистки дизельного топлива, а в режиме кларификации во второй ступени очистки тяжелого топлива.
Самоочищающиеся сепараторы используют для очистки тяжелого топлива; их оборудуют системой автоматического управления, которая позволяет через заданные промежутки времени удалять из барабана, с предварительным удалением топлива и последуюощей промывкой барабана в процессе разгрузки. Самоочищающиеся сепараторы типа САОГ широко применяют на судах при двухступенчатой обработке тяжелого топлива, в первой ступени, в качестве пурификатора. Их можно использовать так же, как кларификаторы. Принцип открытия выпускных окон в этом режиме для удаления шлама такой же, как и в сепараторах других фирм. На рис. 9, б изображен поперечный разрез барабана сепаратора фирмы «Вестфалия». Принципиально конструкция барабана не отличается от конструкций барабанов других фирм. Процесс удаления шлама (после заполнения им грязевого объема) происходит следующим образом: прекращается подача топлива на сепаратор, открывается на несколько секунд клапан на магистрали рабочей воды, которая поступает в камеру ж, откуда по каналу з направляется в верхнюю камеру б ив нижнюю камеру д по каналу е. Под гидравлическим давлением, создаваемым центробежной силой в верхней камере, перемещается вниз поршневая часть 1, открывая окна а, через которые удаляется шлам из грязевого пространства. При прекращении подачи рабочей воды верхняя гидравлическая камера б быстро осушается через каналы в, к, л и г, в то же время нижняя камера д осушается медленно через канал и. В результате этого вода, находящаяся в камере д, воздействуя на поршневую часть детали 1, перемещает ее вверх и закрывает окна а. После закрытия окон возобновляется подача топлива и вновь начинается его сепарация.
Английская фирма «Пеннвоят» (ранее«Шарплес») специализируется на выпуске судовых сепараторов с непрерывной сопловой выгрузкой шлама. Фирма выпускает два типа сопловых сепараторов: стандартного ДН-2 и для тяжелых условий работы ДН-3. Конструкции барабана сепараторов типа ДН дискового типа и барабанов несамоочищающихся сепараторов аналогичны. Однако в отличие от них на его наклонных стенках предусмотрены 6—12 отверстий в виде сопел в диаметром 1,5 мм (рис.10). Примеси, находящиеся в топливе, центробежной силой отбрасываются к периферии барабана и непрерывно выбрасываются через сопловые отверстия вместе с частичками топлива и воды.
Барабан сепаратора может быть настроен как на режим пурификации (рис. 10, а), так и на режим кларификации (рис. 10, б). В режиме пурификации в барабане образуется водяной затвор и поверхность раздела водяной и топливной фаз располагается по оси распределительных отверстий в тарелках барабана. Чтобы предотвратить потери топлива в режиме кларификации, которое выбрасывается вместе со шламом и водой через сопловые отверстия, образовавшаяся смесь по отводному каналу г вновь подается в барабан на сепарацию. Благодаря такой рециркуляции концентрация шлама в смеси возрастает, а количество топлива уменьшается. При определенной концентрации шлама смесь отводится из рециркуляционной системы в отстойную цистерну.
В рассмотренных сепараторах происходят непрерывные процессы очистки тяжелого топлива и удаления осадка из барабана. Однако у этих сепараторов есть и ряд существенных недостатков: большая потеря топлива при удалении осадка, смещение границы фаз, топливо—вода при изменении доли воды в топливе и др. Продолжая совершенствовать сопловые сепараторы, фирма разработала автоматизированную установку Гравитрол-1000 производительностью 1000 л/ч. С 1963 г. фирма выпускает сепараторы Гравитрол-1500 и -2000, а с 1968 г. — Гравитрол-3000. Все эти сепараторы предназначены для комплектации систем очистки тяжелых топлив. Барабан сепараторов типа Гравитрол тарельчатого типа с наклонными стенками, в которых расположены сопловые отверстия (рис. 10, в). В этих сепараторах используется полностью вся длина тарелок, благодаря чему улучшается очистка топлива. Чтобы исключить потерю топлива через сопла в предусмотрено их гидравлическое уплотнение, с помощью рециркуляции части обводненного осадка, выходящего из сопел и подаваемого по отводному трубопроводу 1 в камеру а. Вода со шламом под действием центробежных сил по каналам б перетекает к периферии барабана, образуя кольцевой уплотнительный слой 3. По каналу б подается только часть отсепарированной из топлива воды, необходимой для поддержания поверхности раздела в заданном неизменном положении. Остальная часть воды через регулирующую шайбу 2 отводится вместе со шламом в отстойную цистерну.
Путем регулирования объемом подводимой воды в барабан поддерживается постоянная поверхность раздела фаз топливо—вода, расположенная вне пакета тарелок сепаратора. В процессе сепарации отделяющиеся механические примеси по коническим стенкам барабана перемещаются к соплам в, через которые и удаляются вместе с непрерывно вытекающей водой.
В рассмотренном сепараторе шлам из барабана удаляется с водой, поэтому исключены потери топлива. Эти сепараторы наиболее эффективны при очистке обводненных тяжелых топлив.
|