Сепарация топлива
Количество механических примесей, содержащихся в топливе, составляет сотые или десятые доли процента, в то время как доля воды может достигать нескольких процентов.
При сепарации топлива со значительной долей воды последняя, отделяясь вместе с механическими примесями, быстро заполняет весь грязевой объем барабана сепаратора и препятствует очистке поступающего топлива в межтарельчатое пространство. В этом случае необходимо часто вскрывать и чистить барабан. Чтобы исключить это явление, при сепарировании обводненных топлив должен быть обеспечен непрерывный отвод из барабана отсепарированной воды. В связи с этим, сепаратор может быть собран как кларификатор, для удаления механических примесей, или как пурификатор, для удаления воды.
Основным типом центробежных сепараторов для очистки топлива на судах являются тарельчатые, в которых реализуется процесс тонкослойного сепарирования. На рис. 4, а представлен тарельчатый сепаратор, собранный для работы в режиме кларификации, а на рис. 4, б — в режиме пурификации. В первом режиме топливо через центральный канал тарелкодержателя 2 поступает во вращающийся барабан 5, далее топливо проходит между тарелками 4 снизу вверх по направлению к оси вращения барабана и, очистившись, через кларификационную горловину 1 выходит наружу. В кларификаторе нижняя тарелка 6 сплошная, поэтому все топливо, прежде чем поступить на тарелки, попадает в пространство, расположенное между корпусом и тарельчатым барабаном. Это делает очистку более качественной.
В верхней части барабана установлена защитная тарелка 3, обеспечивающая отвод очищенного топлива через кларификационную горловину 1. Механические примеси, находящиеся в топливе, под действием центробежных сил отбрасываются и оседают на стенках корпуса барабана.
В режиме пурификации в сепараторе вместо кларификационной горловины 1 устанавливают крышку с регулировочной шайбой 7, а вместо верхней защитной тарелки 3 — разделительную тарелку 8.. В пурификаторе нижнюю сплошную тарелку 6 заменяют на распределительную 9, имеющую отверстия, через которые необработанное топливо подается к сепарирующим тарелкам. Отсепарированная вода удаляется по каналу, образуемому верхней тарелкой и крышкой барабана, через выпускное отверстие в регулирующей шайбе. При работе в режиме пурификации удаление воды до «следов» возможно только при правильной настройке сепаратора и, главным образом, от правильного выбора диаметра регулировочной шайбы, который подбирают в зависимости от плотности топлива. Очищенное топливо выходит через выпускное отверстие, расположенное ближе к оси вращения барабана.
По принципу очистки барабана от загрязнений различают сепараторы несамоочищающегося и самоочищающегося типов. Сепараторы первого типа с ручной очисткой барабана на судах применяют редко. На речном флоте в последние годы в основном устанавливают сепараторы с периодической очисткой барабана от шлама как отечественного, так и зарубежного производства.
В настоящее время существует достаточно большое число сепараторов для центробежной очистки топлива на судах, самоочищающегося типа как зарубежных, так и отечественных образцов.
Основной недостаток сепараторов — их относительно большие масса и размеры. А эффективность очистки в них топлива зависит от многих факторов: конструкции сепараторов, числа их в линии и очистки, от режима работы, физико-химических свойств топлив и загрязнений, доли воды и механических примесей в топливе. При этом сепарацию топлива необходимо осуществлять при вязкости его не выше 6 °ВУ. Температуру подогрева топлива для снижения вязкости при сепарации следует устанавливать на 15 °С ниже температуры вспышки топлива. Следует иметь в виду, что эффективность очистки растет с уменьшением вязкости.
Для комплектования топливных систем судовых энергетических установок промышленность выпускает несамоочищающиеся центробежные сепараторы типа СЦ и самоочищающиеся СЦС и СЛ.
Сепараторы типа СЦ предназначены для очистки только дизельного топлива, а СЦС и СЛ для очистки как дизельного, так и тяжелого топлива. Основные характеристики указанных сепараторов приведены в табл. 8. Номинальная производительность сепараторов принята при работе на турбинном масле 46. Центробежные несамоочищающиеся сепараторы СЦ-1,5 и СЦ-3 разработаны в 1960—1961 гг. па базе ранее выпускаемых сепараторов НСМ-3 и НСМ-4.
В сепараторах типа СЦ барабаны со сплошными стенками, ручная выгрузка осадка. Их собирают на заводе только по пурификационной схеме. У сепараторов типов СЦС к СЛ в стенках барабана сделаны окна, что позволяет периодически выгружать осадок, не останавливая машины. Эти сепараторы можно собирать как по кларификационной, так и пурификационной схемам.
Механизм сепаратора состоит из вертикального и горизонтального валов, установленных на шарикоподшипниковых опорах. Крутящий момент с горизонтального вала на вертикальный передается через червячную передачу. Сепараторы приводятся в действие от электродвигателей, которые обычно фланцем крепят к корпусу станины. Надежную работу судовой сепарационной установки обеспечивает система автоматики.
Сепарационная установка типа СЦ-1,5 изображена на рис. 5. На верхнюю часть вертикального вала 13 посажен тарельчатый барабан 2, размещенный в сборнике установленном на станине Верхней опорой вертикального вала являются радиальный шарикоподшипник и 6 пружинных амортизаторов 3, нижней опорой — радиально-сферический подшипник 8 и пята с шариком и пружиной подпятника. Вертикальный вал с помощью червячной передачи 9 соединен с горизонтальным валом 5, установленным в станине на шариковых подшипниках 12. С одной стороны горизонтальный вал с помощью центробежной фрикционной муфты 6 соединен с электродвигателем 7, с другой — через эластичную муфту 11 с шестеренным насосом 10, предназначенным для подачи и выкачивания топлива. При необходимости для подогрева топлива сепарационные установки оборудуют электро- или пароподогревателем. Включение сепаратора в систему топливоподготовки видно на рис. 6.
Очищаемое топливо, засасываемое первой секцией шестеренного насоса 3, подается им через подогреватель 4, сборник сепаратора 6 на тарелки барабана. Очищенное топливо, откачиваемое второй секцией насоса 8, подается в расходную цистерну. Отсепарироваиная вода самотеком поступает в сливную цистерну 9. На всасывающем трубопроводе установлен невозвратный клапан, клапан 1 для регулирования производительности сепаратора и предохранительный фильтр 2. Для отбора проб топлива до и после сепаратора установлены краники 5 и 7. В судовых энергетических установках речных судов наибольшее распространение получили сепараторы самоочищающего типа СЦС-3. Эти сепараторы установлены на судах типа «Волго-Дон».
На рис. 7, а изображен сепаратор СЦС-3, основными узлами которого являются: станина 1, с размещенными в ней горизонтальными и вертикальным валами и червячной передачей 8, барабан 3, крышка 4, винтовой подъемник 5, электродвигатель 6, фрикционная муфта 7 и насос 2 для подачи и выкачивания топлива. Крышка разделена на камеры. Верхняя камера а предназначена для отвода сепарируемого топлива в случае переполнения сепаратора, средняя б — для очищенного топлива и нижняя в — для отсепарированной воды. Сепаратор оборудован термометром, тахометром и краниками для взятия проб топлива.
Конструкция саморазгружающегося барабана сепаратора СЦС-3 видна на рис. 7, б. Правая часть барабана собрана по кларификационной схеме, левая — по пурификационной. Барабан насажен на вертикальный вал 9 сепаратора. На тарелкодержатель 10 установлены тарелки 4. Барабан закрыт крышкой 6. При работе по пурификационной схеме на верхний торец крышки 6 уложена регулировочная шайба 2 (левая часть рисунка). Отсепарированная вода из барабана удаляется через щель между разделительной тарелкой 1 и крышкой барабана и далее через регулировочную шайбу в нижнюю камеру крышки сепаратора.
При работе по кларификационной схеме (правая часть рисунка) сверху на тарелки устанавливают грязевую тарелку 5, плотно прилегающую к крышке барабана. К крышке крепится горловина 3. В корпусе барабана 11 предусмотрены разгрузочные пазы л для удаления шлама и подвижная поршневая часть с запирающим поршнем 7, который перекрывает пазы л при работе сепаратора. По мере накопления шлама поршень опускается вниз, пазы открываются и скопившийся шлам под действием центробежных сил выбрасывается в грязевую камеру (на рисунке не изображена).
Перемещением запирающего поршня управляют с помощью специальной гидравлической системы, которая работает следующим образом. Во время пуска сепаратора запирающий поршень находится в нижнем положении и разгрузочные пазы открыты. После запуска сепаратора и достижения барабаном номинальных оборотов открывается кран на магистрали рабочей воды 8, которая поступает в камеру е. Из этой камеры вода через восемь каналов ж диаметром 5 мм и один канал д диаметром 4 мм поступает в камеры а и г. Из камеры а вода начинает вытекать наружу по каналам б, в, и и к, а из камеры г по каналу з. После заполнения системы камер и каналов водой кран на магистрали рабочей воды закрывается и вода из камеры а вытекает полностью, а из камеры г частично. Оставшаяся в камере г вода поднимает запирающий поршень 7 и закрывает разгрузочные пазы л. После этого в барабан подается топливо, подлежащее очистке.
Для очистки барабана от шлама в сепаратор вместо топлива подают воду, вытесняющую из него оставшееся топливо. Затем открывает кран на магистрали рабочей воды, которая вновь поступает в камеру е, откуда вода по каналам ж и д перетекает в камеры а и г. Поскольку пропускная способность каналов ж больше, чем канала д, основная доля воды будет поступать в камеру а. При этом часть воды из камеры а будет вытекать через канал б. Но поскольку количество воды, поступающей в камеру а, значительно больше вытекающей из нее через канал б, то давление под днищем подвижного поршня, т. е. в камере а будет повышаться, и поршень 7 опустится в нижнее положение и откроет разгрузочные пазы л, через которые шлам удалится из барабана в приемник. Процесс удаления шлама занимает 8—10 с. Затем кран на магистрали рабочей воды закрывается и поршневая часть с запирающим поршнем 7 возвращается в верхнее положение.
До последнего времени судовые топливные системы комплектовали на базе созданных отечественной промышленностью центробежных сепараторов типа СЦ-1,5, СЦ-3 и СЦС-3М, а также закупаемых по импорту сепараторов зарубежных фирм. При этом проектанты систем не всегда разрабатывали оптимальный вариант очистки топлива сепаратором, так как выбор агрегатов был ограничен небольшим числом моделей. В связи с этим было заключено лицензионное соглашение со шведской фирмой «Лаваль» на производство в СССР судовых автоматизированных центробежных сепараторов топлива и масла типа МАРХ, (рис. 8), самоочищающихся с периодическим удалением осадка без остановки сепаратора, номинальной производительностью на дизельном топливе 2450, 4350, 5750, 9500, 12 500 и 19 000 л/ч при вязкости 2,4 °ВУ (38 °С). Отечественная индексация сепараторов серии МАРХ и соответствующая ей индикация фирмы приведены ниже:
В настоящее время освоен выпуск сепараторов СЛЗ. Сепаратор модели МАРХ-309 (СЛ4) фирмой «Лаваль» был выпущен первым и к моменту покупки лицензии устарел по конструктивным, технологическим и эксплуатационным характеристикам. Поэтому эту модель сепаратора отечественная промышленность не осваивала, а вместо нее начала выпуск сепаратора СЛ5, близкого по производительности к модели МАРХ-309, но с улучшенными техническими характеристиками.
Одна из конструктивных особенностей сепараторов типа CЛ — наличие в них напорных дисков, используемых в качестве откачивающих секций насоса. Напорные диски 1 представляют собой неподвижные рабочие колеса с профилированным каналом, неподвижно прикрепленные к сборнику сепаратора 2. Лопастная часть дисков погружена во вращающуюся жидкость, которая захватывается кромками лопастей и нагнетается по трубопроводу 3 (см. рис. 8, в).
В сепараторах типа СЛ установлено по два напорных диска, один для выкачивания топлива, второй — воды. Общий вид сепаратора СЛ1 (см. на рис.8, а). Электродвигатель 16 сепаратора закреплен к нижней части станины 12 и через фрикционную муфту 15 приводит во вращение горизонтальный вал, на который насажено червячное колесо 14, вращающий червяк 13, насаженный на вертикальном валу 18, который своим основанием опирается на упорный подшипник, а шейкой на радиальный подшипник, находящийся под действием пружин.
В передающем механизме сепаратора и подшипниках предусмотрено циркуляционное смазывание благодаря вращению червячного колеса в масляной ванне. На горизонтальном валу установлен также шестеренный топливный насос 10. Сепаратор оборудован тормозным устройством 17. В верхней части вертикального вала насажен барабан 1, закрываемый крышкой 2. Неочищенное топливо к насосу поступает через клапан 8 и фильтр 9. Насос подает топливо по патрубку 11 к подогревателю, откуда по трубе 5 к барабану сепаратора. На топливоподводящей трубе 5 установлены термометр 4 и расходомер 3. Очищенное топливо отводится по трубе 6. При работе сепаратора в режиме пури-фикации вода выходит по трубе 7.
Поперечный разрез барабана сепаратора типа СЛ приведен на рис. 8, б. В корпусе барабана 11 предусмотрены окна а для удаления шлама, расположенные в самой широкой его части. Корпус закрыт конической крышкой 2 с круто наклонной нижней частью для облегчения выгрузки. Внутри барабана расположены тарелкодержатель 6 с сепарационными тарелками 1 в качестве распорных элементов которых предусмотрены радиальные ребра. К внутренней части тарелкодержателя подводится неочищенное топливо. Верхняя тарелка 7 шире, чем промежуточные тарелки 1, и наклон ее соответствует наклону верхней крышки 2 для образования выходного канала б для воды. Внутри барабана размещена подвижная поршневая часть 10, открывающая и закрывающая окна для выгрузки шлама. Сепаратор оборудован гидравлической системой, управляющей работой подвижной поршневой части. Загрязненное топливо к барабану поступает по неподвижной трубе 5, входящей в тарелкодержатель. Очищенное топливо проходит к центру барабана и удаляется через горловину тарелкодержателя с помощью напорного диска 3. Отвод отсепарированной воды в режиме пурификации осуществляется напорными дисками 4, закрепленными, как и диски 3, на неподвижной питательной трубе 5.
Разгрузка барабана от примесей в режиме кларификации происходит в следующем порядке. Прекращается подача топлива, оставшееся топливо из барабана вытесняет промывочная вода. В гидравлическую систему барабана по трубопроводу 9 для управления его разгрузкой подается рабочая вода, которая открывает пружинные клапаны 8, расположенные на дне барабана. Вода, находящаяся под подвижной поршневой частью вытекает, после чего поршневая часть быстро перемещается вниз, открывая разгрузочные окна а. Шлам, удаляемые из барабана под действием центробежных сил, выходит через патрубок для выгрузки осадка. После удаления шлама в систему вновь поступает рабочая вода для закрытия пружинных клапанов. При закрытых клапанах под действием воды подвижная поршневая часть перемещается вверх, в результате чего закрываются разгрузочные окна. Затем в барабан подается вода для образования гидравлического уплотнения и возобновления подачи топлива на сепарацию. Весь цикл разгрузки примесей занимает несколько секунд, при этом сепаратор не останавливается.
|