Центробежная очистка топлива
Центробежная очистка топлива основана на способности частиц загрязнений и капель воды оседать под действием центробежной силы.
Этот метод во много раз эффективнее, вследствие больших центробежных усилий.
В случае простого отстаивания гравитационные силы, действующие на частицы загрязнений и воду, содержащиеся в топливе, очень невелики, и скорости оседания частиц малы.
При движении частицы под действием центробежной силы на нее действует
центробежная сила
где d. — диаметр частицы, м;
?п — плотность частицы, кг/м3;
w — скорость вращения частицы, м/с,
? — угловая скорость, рад/с;
n — частота вращения, с-1;
R — радиус вращения частицы, м.
Одновременно на частицу действуют архимедова сила и сила сопротивления среды, направленные в противоположную сторону центробежной силы.
Архимедова сила в этом случае будет
где ?т — плотность топлива, кг/м3.
Силу сопротивления среды S можно определять по формулам (5) и (11).
Используя уравнение (6) получим уравнение движения сферической частицы с постоянной скоростью при центрифугировании
Из уравнения (17) можно определить скорость оседания частицы в топливе
Важной характеристикой работы центробежного аппарата является фактор разделения Ф, показывающий, во сколько раз действующая на частицу центробежная сила, возникающая при вращении, больше ее веса:
Фактор разделения фактически является числом Фруда. С учетом числа Фруда формулу (18) можно записать так
Чем больше фактор разделения, тем интенсивнее процесс центрифугирования. В современных центробежных аппаратах фактор разделения ограничивают по условиям прочности и динамической устойчивости. Чем мельче частицы механических примесей в топливе, тем больше должен быть фактор разделения и тем меньше должна быть производительность центробежного аппарата. Центробежную очистку топлив осуществляют в специальных аппаратах, называемых сепараторами. В судовой практике применяют трубчатые и тарельчатые сепараторы. Их фактор разделения лежит в пределах 4000—42 ООО. В трубчатых сепараторах происходит процесс толстослойного сепарирования. Здесь загрязненное топливо непрерывно поступает во вращающийся трубчатый барабан (рис. 3) через нижнее отверстие а.
Загрязнения, находящиеся в топливе, под воздействием центробежных сил отбрасываются к периферии и оседают на стенках барабана, а очищенное топливо непрерывно выходит через его верхнее центральное отверстие б. Средняя осевая скорость частиц, вызванная потоком жидкости через барабан,
Радиальная скорость частицы, возникающая под действием центробежной силы при стоксовском режиме (Re ? 1),
Производительность трубчатого сепаратора, м3/с, при условии, что скорость топлива по поперечному сечению потока топлива в роторе остается постоянной, определяют так:
где Rl и R.2 — соответственно внешний и внутренний радиусы циркуляционного потока жидкости в роторе, м;
? — угловая скорость ротора, рад/с;
w0 — скорость оседания частицы, вычисленная по формуле (12), м/с;
l — длина ротора, м;
g — ускорение свободного падения, м/с2.
Длина барабана сепаратора должна быть принята такой, чтобы частицы малых размеров, которые необходимо удалить, достигали внешней поверхности барабана при заданной производительности.
Если загрязнения топлива условно принять состоящими из частиц одного эквивалентного диаметра и одинаковой плотности (монодисперсная система), то предельный диаметр частиц, которые будут полностью оседать в барабане, будет
где µT — динамическая вязкость топлива, Па·с.
Фактор разделения для трубчатых сепараторов обычно более 12 000.
Приведенная формула справедлива для ламинарного режима течения топлива в барабане, наиболее характерного для рассматриваемых сепараторов. Для повышения эффективности работы сепараторов необходимо уменьшить путь оседания частиц в барабане, что можно достичь при использовании пакета конических тарелок. В тарельчатых сепараторах осуществляется тонкослойное сепарирование. В барабане такого сепаратора поток очищаемого топлива разделен коническими тарелками 4 (рис. 4, а) на тонкие слои и увлекается ими во вращательное движение.
Топливо непрерывно поступает во вращающийся барабан 5 по центральному каналу б, а отводится через кольцевое отверстие а в верхней части. Под действием центробежных сил частицы загрязнений отбрасываются на нижнюю поверхность вышележащей тарелки, после чего начинают скользить по ней к внутренней поверхности барабана, а поток очищенного топлива движется к его центру. Длину образующей конической тарелки при заданных частоте вращения и производительности определяют при расчете из условия, чтобы частицы минимальных размеров, которые необходимо удалить, достигали поверхности вышележащей конической тарелки, так как только в этом случае они будут удалены из топлива. Обычно в топливных тарельчатых сепараторах зазор между тарелками 0,7—1,0 мм. Поток топлива плотностью ?т увлекает в межтарельчатое пространство частицы загрязнений диаметром d и плотностью ?п со скоростью
где F — суммарное поперечное сечение межтарельчатых каналов для прохода топлива в сепараторе, м2.
В то же время под действием центробежных сил частицы отбрасываются на нижнюю поверхность верхней тарелки со скоростью, определяемой по формуле (22). Будут отсепарйрованы только те Частицы, которые за время Пребывания в межтарельчатом пространстве достигали поверхности верхней тарелки. Производительность тарельчатого сепаратора для полной очистки в ней топлив от частиц загрязнений диаметром d, м, можно вычислить так:
где ? — угловая скорость ротора, рад/с;
h — высота рабочей части тарелки, м;
i — число тарелок;
R1' и R2' — соответственно внутренний и внешний радиусы конической тарелки, м;
?п и ?т — соответственно плотность частиw загрязнений и топлива, т/м3;
µт — динамическая вязкость топлива, Па·с.
Учитывая, что h = (R2' — R1') tg?, получаем
где ? — угол наклона тарелки к оси вращения ротора.
Тарельчатые сепараторы эффективно работают при ламинарном режиме течения топлива. При переходе к турбулентному режиму поток топлива отрывает уже осевшие на тарелке частицы и уносит их с собой. Переход к турбулентному режиму происходит при Re = 200?300.
Для тарельчатых сепараторов число Рейнольдса вычисляют по формуле
где vT — кинематическая вязкость топлива, мм2/с.
Очистка топлива с помощью сепараторов достаточно эффективна, но имеет ряд эксплуатационных неудобств. Кроме относительно больших массы и габаритных размеров аппаратам центробежной очистки присущи еще и такие недостатки: зависимость эффективности очистки от температуры очищаемого топлива, относительно большие затраты энергии на привод барабана, относительная сложность и высокая стоимость аппаратов.
|