Методы очистки топлив
Основными методами очистки дизельного и моторного топлива на судах и бункеровочных базах от механических примесей и воды являются: отстаивание; фильтрация; центробежная очистка.
Кроме того, в последнее время уделяют большое внимание разработке новых физических и физико-химических методов очистки топлив, среди которых можно выделить 2 группы: методы разового действия и методы длительного действия.
Методы первой группы основаны на предварительной обработке топлива. Как правило, технологическая обработка топлива заключается в промывке его горячей водой или водяным паром. Вода — это одно из наиболее поверхностно-активных соединений, извлекающее из топлива большую часть загрязнений, которые сосредоточиваются на разделе фаз топливо — вода. Для более полного и быстрого удаления воды после промывки в топливо вводят различные деэмульгаторы. Такой способ водной промывки топлива позволяет удалить из него полностью примеси размером 3—15 мкм, размер оставшихся в топливе частиц загрязнений не превышает 1—2 мкм.
Существуют и другие методы технологической обработки топлива, например гидродинамический. В этом случае топливо пропускают через специальный конический клапан под давлением 21,0—35,0 МПа и редуцируют давление практически до атмосферного. В результате резкого изменения скорости истечения топлива и давления в клапане разрушаются сгущения асфальто-смолистого типа. Механические примеси неорганического происхождения при гидродинамическом воздействии не разрушаются. Хотя при таком способе очистки общее количество загрязнений в топливе не изменяется, но увеличение их дисперсности исключает интенсивное засорение фильтров, форсунок и трубопроводов.
На топливо также кратковременно могут воздействовать ультразвуковые колебания. В противоположность предыдущему способу в этом случае частицы механических примесей укрупняются вследствие акустической коагуляции и дальнейшее их удаление из топлива значительно упрощается в процессе фильтрации.
Для очистки нефтяных топлив от воды могут быть применены также различного рода электросепараторы. Во всех конструкциях таких электрообезвоживающих устройств электрическое поле вызывает коагуляцию капелек воды, которые затем отделяются из потока под действием гравитационных и центробежнных сил.
Физико-химические методы разового действия для удаления воды из топлива основаны на его фильтрации через адсорбенты, в качестве которых используют: уголь, цеолиты, селикогель, алюмогель. Несмотря на то что методы разового действия весьма эффективны, но из-за эксплуатационных недостатков: сложности, а в ряде случаев и громоздкости, их не применяют в судовых условиях.
Физико-химические методы очистки топлив длительного действия являются более перспективными из-за их простоты. Они позволяют поддерживать чистоту топлива на требуемом уровне в течение всего периода их хранения, транспортирования и эксплуатации. Методы длительного действия основаны на введении в топливо малых количеств химически активных веществ (присадок), которые сохраняют эффект своего действия с момента введения их в топливо вплоть до его сгорания в цилиндре двигателя. Присадки, вводимые в топливо, ограничивают или предотвращают полностью коррозию деталей двигателя, тормозят образование смол, коагулируют механические примеси и т. д. Несмотря на очевидное преимущество этого метода на речном флоте его пока не используют.
Из приведенного краткого обзора существующих методов очистки жидких топлив видно все их многообразие. В основе рассмотренных методов очистки лежат различные физические и физико-химические явления. На рис. 1 приведена классификация методов очистки топлив. Широко применяемыми и наиболее перспективными являются отстаивание, фильтрация, центрифугирование, обработка в электрическом поле и введение присадок.
Применение на судах тех или иных методов очистки топлива зависит от тех требований, которые предъявляют в целом к системам очистки главных и вспомогательных двигателей. Конструкция судовых систем очистки топлива при простоте исполнения и обслуживания должна удовлетворять следующим требованиям:
обеспечивать полноту и тонкость очистки топлива, отвечающего техническим характеристикам дизелей;
быть надежной и удобной в эксплуатации. В составе системы должно быть 2—3 последовательно включенных очистителя для обеспечения надежности работы системы;
эффективно удалять из топлива механические примеси и воду;
срок работы очистителей между очистками или до замены в них фильтрующих элементов должен быть достаточно большим.
Основные характеристики очистных устройств: пропускная способность; полнота отсева (%), отражающая долю, загрязняющих примесей, задерживаемых очистителем; тонкость отсева, d, мкм, характеризующая максимальный размер частиц, полностью задерживаемых очистителем.
|