Требования к качеству топлив
Для двигателей, эксплуатируемых на судах, предъявляют высокие требования к качеству топлива.
Причем эти требования определяет группа двигателей, для которых рекомендованы те или иные виды топлива. Так, для высокооборотных дизелей требования по качеству топлива значительно выше, чем для малооборотных. От качества топлива у высокосборотиых дизелей в большей степени зависит состояние топливной аппаратуры и деталей цилиндропоршневой группы.
Малые зазоры между плунжером и втулкой в топливных насосах высокого давления, достигающие у высокооборотных дизелей до 2 мкм, предопределяют требование к качеству топлив с точки зрения размера частиц.
Качество топлива для судовых дизелей регламентируют соответствующие стандарты и технические условия на двигатели. В этих документах указывают предельную долю механических примесей и воды. Стандарты ограничивают также и концентрацию смол, которые способствуют при хранении образованию в топливе осадков. Однако стандарты на топливо не регламентируют дисперсность частиц загрязнений, в то время как размер частиц существенно влияет на срок службы топливной аппаратуры.
Так, если для исходного дизельного топлива относительный срок службы плунжерных пар принять за 100 %, то при очистке топлива до размера частиц 20 мкм срок службы их увеличивается до 180 %, а при очистке до 5 мкм —до 850 %.
Общепринятых требований по тонкости очистки дизельного топлива от механических примесей не существует. В разных источниках указаны различные полнота и тонкость отсева.
Так, ГОСТ 14116—79 на фильтры тонкой очистки дизелей регламентирует, что полнота отсева должна быть не менее 0,85—0,90, а тонкость отсева 3—5 мкм. В то же время в ГОСТ 9018—82 на колонки топливоразделительные, предназначенные для выдачи дизельного топлива, указано, что фильтрующие устройства колонок должны обеспечивать тонкость фильтрации не более 20 мкм.
В работе применительно к нефтебазам, снабжающим потребителей дизельным топливом, указано, что оно должно быть очищено в фильтрах с тонкостью очистки до 15— 20 мкм. Чтобы гарантировать нормальную работу топливной аппаратуры тракторных дизелей, необходимо перед подачей топлива в бак удалить механические примеси с размером частиц более 20 мкм. Таким образом, в большинстве вышеприведенных работ указывается, что на нефтяных базах и складах тонкость очистки дизельного топлива должна быть 15—20 мкм.
В судовых дизельных установках обычно выполняют двухступенчатую обработку топлива.
Очистку топлива по размеру частиц до 15—20 мкм должны обеспечивать фильтрационные установки бункеровочных баз или путевые фильтры судовой системы топливоподготовки. Дальнейшая глубина очистки зависит от типа дизеля, ее обеспечивают фильтры, поставляемые непосредственно с двигателем.
В последние годы для производства тяжелых топлив стали применять высокосернистые и парафинистые нефти. Но эти топлива в большинстве случаев полностью нельзя обессерить, массовая доля серы в них может достигать 1,5 и даже 3 %. Кроме того, тяжелые топлива содержат золу (ДТ до 0,04 %, Ф5 до 0,05 %) и большое количество смолистых веществ, склонных к окислению. Поэтому ряд дизелестроительных фирм в дополнение к стандартам дают дополнительные ограничения по чистоте применяемого топлива.
Так, завод «Двигатель Революции» для обеспечения ресурса дизелей типа Г60, Г70 и Г70-5, работающих на топливе ДТ, рекомендует уменьшить, против допускаемых ГОСТ 1667—68, массовую долю: механических примесей — не более 0,01 % и воды не более 0,03 %.
Размеры примесей тяжелого топлива, так же как и дизельного, не регламентируют. Показатели чистоты этого топлива (при выдаче на суда с бункеровочных баз) не должны превышать указанных значений в стандартах, а тонкость очистки должна составлять 15—20 мкм.
Как было указано ранее, в топливах при хранении образуются смолистые осадки. Для удаления этих осадков топливо необходимо очистить или вводить в него присадки- стабилизаторы-диспергаторы. Лучшей формой подготовки топлива является сочетание очистки топлива с применением соответствующих присадок.
Таким образом, из изложенного следует, что с точки зрения обеспечения надежности работы судового дизеля необходимо подводить к нему топливо, практически свободное от всех механических примесей и воды. Однако это не значит, что такие же жесткие требования по качеству топлив должны предъявляться к нефтехимической промышленности, поскольку в результате транспортирования, хранения и применения всегда происходит загрязнение топлива механическими примесями и его обводнение.
Топливо, отпускаемое на суда и подаваемое в двигатель, по качеству должно соответствовать требованиям стандартов, а размер механических примесей не должен превышать 15—20 мм. С этой целью дизельное топливо необходимо подвергать фильтрации и сепарации, а тяжелые топлива — фильтрации, сепарации с одновременным применением присадок, нейтрализующих агрессивные продукты топлива в жидкой фазе и обеспечивающих предотвращение образования осадков.
|