Влияние загрязнений топлива на работу двигателя
Находящиеся в топливе загрязнения в виде механических примесей и воды, серы, золы и т. п. способствуют протеканию в двигателе коррозии, усиленному смоло- и нагарообразованию, изнашиванию цилиндропоршневой группы и топливной аппаратуры (табл. 6).
Агрессивные вещества, находящиеся в газообразных и жидких продуктах сгорания, воздействуя на детали двигателей, обусловливают коррозионный износ, подробно рассмотренный в предыдущем параграфе. Твердые атмосферные загрязнения (неорганического происхождения), находящиеся в топливе, продукты износа деталей, образующиеся нагароотложения обусловливают абразивный износ деталей двигателя. При сжигании малосернистых топлив решающая роль в износе цилиндропоршневой группы принадлежит абразивному изнашиванию.
Интенсивность абразивного изнашивания зависит от размера, концентрации и твердости абразивных загрязнений. Образующиеся при сгорании, особенно тяжелого топлива, частицы нагара в несколько раз превышают твердость материала деталей цилиндропоршневой группы, что и объясняет их сильное абразивное изнашивание.
Загрязнения, находящиеся в топливе, увеличивают также количество отложений на впускном тракте, что может привести к зависанию клапанов и обгоранию их рабочих фасок.
При сжигании в двигателях сернистых топлив наблюдается коррозионное изнашивание вследствие образования, агрессивных продуктов сгорания, присутствие серы усиливает этот процесс. Загрязнения, находящиеся в топливе, способствуют также коррозии топливной аппаратуры и других деталей, имеющих контакт с топливом.
Прецизионные пары — плунжер и втулка, форсуночные мгла и распылитель, имеющие высокий квалитет изготовления, очень чувствительны к загрязнениям топлива. Частички загрязнений, попадая под иглу форсунки, нарушают плотность ее посадки. Вследствие малых зазоров между иглой и стенкой распылителя при попадании в них загрязнений возможно зависание иглы и прекращение подачи топлива в двигатель. Присутствие в топливе механических примесей неорганического происхождения вызывает усиленное абразивное изнашивание плунжерных пар топливных насосов и сопловых отверстий. В результате изменяется характер подачи топлива, ухудшается процесс сгорания, увеличивается расход топлива.
Так, например, при увеличении зазора между плунжером и втулкой топливного насоса с 0,005 до 0,01 мм вследствие снижения давления впрыскивания ухудшается качество распыливания и увеличивается расход топлива на 10 % и более.
Вследствие изнашивания сопловых отверстий форсунок увеличивается расход топлива, что также нарушает нормальное течение процесса сгорания в цилиндре двигателя. Исследования, выполненные во ВНИИЖТ, показали, что: износ плунжерных пар насосов высокого давления дизелей пропорционален количеству абразивных частиц в топливе и их размеру, задиры и заклинивания плунжерных пар вызываются частицы с размером более 5 мкм.
Одной из основных причин, вызывающей необходимость очистки топлива в судовых условиях от воды, является коррозионное изнашивание прецизионных деталей топливной аппаратуры дизелей. Мельчайшие капельки воды, попадая между трущимися поверхностями, нарушают топливную пленку, в результате детали контактируют, т. е. увеличиваются скорости изнашивания. Вода в топливе способствует коррозии топливной аппаратуры, в результате происходит зависание плунжерных пар топливных насосов высокого давления и форсуночных игл. Кроме того, вода, находящаяся в топливе, также способствует образованию шлама, который засоряет фильтры и нарушает подачу топлива в двигатель.
Интенсивность коррозионного изнашивания элементов и узлов систем топливоподготовки при наличии в топливе воды увеличивается в несколько раз вследствие электрохимической коррозии. Отмечены многочисленные случаи коррозии датчиков, установленных в топливной системе. Образующиеся в топливе осадки в присутствии воды становятся электропроводными, вызывая утечку тока в датчиках измерительных приборов, приводя к большим погрешностям в их показаниях или к их отказам.
Как уже указывалось, хранящееся и выдаваемое с бункеровочных баз топливо на суда содержит значительное количество отстоявшейся воды. В осенне-зимний период в результате неоднократного замерзания в этих емкостях воды и таяния льда может произойти их разгерметизация, что вызовет утечку топлива. Такие же случаи могут быть и на судах в период зимнего отстоя.
Тяжелое топливо, являясь в значительной части остаточным, загрязнено различными вредными остатками процесса дистилляции: битумами, асфальтенами, натрием, магнием, золой, ванадием и серой. Эти примеси вызывают образование углеродных осадков и лаков, что приводит к перегреву головки цилиндра и днища поршня. Примеси, находящиеся в тяжелом топливе, вызывают сильное изнашивание деталей и могут привести к задирам трущихся частей. Асфальтены плохо горят, оставляя отложения на стенках цилиндров и в канавках поршневых колец. Соли металлов образуют окислы, которые вызывают абразивное изнашивание. Натрий и ванадий, которые присутствуют в виде хлорида натрия органометаллического ванадия, образуют коррозионные отложения на седлах выпускных клапанов. В жидком состоянии натриево-ванадиевые соединения прилипают к тарелке и седлу выпускного клапана и проникают в кристаллическую структуру.
|