Загрязнение примесями топлива и обводнение
Загрязненные механическими примесями и водой топлива отрицательно влияют на надежность работы дизелей и, прежде всего, их топливной аппаратуры.
Механические примеси и вода заметно увеличиваются при транспортировке и хранении дизельных, моторных топлив и мазутов.
Как показывают анализы, проведенные в ВОРП, средняя массовая доля механических примесей и воды в пробах дизельного топлива, отобранных с бункеровочных баз, составляла соответственно 274 г/т и 10 л/т. Благодаря очистке дизельного топлива от этих загрязнений существенно снижаются скорости изнашивания прецизионных деталей топливной аппаратуры дизелей.
Так, исследования ЛИВТ на судах СЗРП показали, что вследствие удаления воды и механических примесей, попавших в топливо в процессе его транспортирования и хранения, скорости изнашивания игл распылителей форсунок снижаются примерно в 2 раза.
Загрязнения, находящиеся в топливе, весьма разнородны по химическому составу: минеральные чаще всего атмосферного и коррозионного происхождений или являются продуктами изнашивания металлов.
На бункеровочпых базах топливо хранят от нескольких суток до нескольких месяцев. В большей части емкостей не предусмотрены антикоррозионные покрытия и защиты от попадания атмосферной пыли. Емкости бункеровочных баз не зачищают в течение нескольких лет. Все это приводит к росту механических примесей при хранении топлива. Этому также способствует отстой примесей из вновь поступающего топлива.
Как показали исследования, проведенные Астраханским ЦКБ, с течением времени количество механических примесей в дизельном топливе увеличивается следующим образом:
Распределение примесей по высоте грузовых танков из. меняется: в верхних слоях их меньше, в нижних — больше. Кроме того, в нижних слоях образуются донные отложения, которые при поступлении новой партии топлива всплывают, увеличивая количество механических примесей в дизельном топливе, выдаваемом на суда. Иногда доля механических примесей в отпускаемом топливе в 20 раз больше по сравнению с тем, что было в полученном топливе.
Как уже указывалось ранее, в результате окисления углеводородов топлива образуются смолы и соли карбоновых кислот. При этом также окисляются и уплотняются содержащиеся в нефтепродуктах азотистые и сернистые соединения, которые тоже образуют органические загрязнения. Особенно много органических загрязнений образуется в сернистых топливах и в топливах, содержащих продукты термического крекинг-процесса. Весьма нежелательными элементами топлива являются меркаптаны, которые, взаимодействуя с латунными и бронзовыми деталями, образуют студенистые отложения. Кроме студенистых отложений в топливе может быть шлам, представляющий собой водо- топливную эмульсию, содержащую органические и минеральные нерастворимые продукты загрязнения. В табл. 5 приведены причины загрязнения топлив при эксплуатации и мероприятия но их предотвращению.
Вода в топливо попадает в основном из атмосферы, а также при нарушении герметичности корпуса судна или бункеровочной базы и просачивании подсланевых вод, и результате повреждения верхнего перекрытия топливных цистерн. Она может находиться в растворенном виде, в эмульсионном состоянии или в виде отстоя.
Для выяснения загрязнения топлива на пути от нефтеперерабатывающего завода до судна ЛИВТ обследовал 14 бункеровочных баз, были взяты с последующим анализом многочисленные пробы топлив из трубопроводов нефтеперерабатывающих заводов, танков, бункеровочных баз, бункеровщиков и судовых емкостей. Анализ проб показал, что топливо при хранении на бункеровочных базах загрязняется как водой (до 1 % и более), так и механическими примесями (до 0,04—0,06 %). В некоторых пробах топлива, взятых весной из запасных танков судов, содержалось воды до 5 %. При доставке топлива в танкерах в основном наблюдается загрязнение его механическими примесями. Попадание же в топливо воды в период его транспортировки, как правило, не отмечали.
Кроме перечисленных выше причин загрязнений топлива на бункеровочных базах, наблюдали:
обводнение топлива вследствие конденсации влаги на стенках емкостей из-за неправильного хранения в зимних условиях (из-за неполного заполнения емкости). Процесс конденсации особенно усиливается осенью, когда наблюдаются- большие перепады температур;
на некоторый бункеровочных базах и большей части барж, используемых для хранения топлива и не имеющих двойного днища, обводнение топлива происходит вследствие водотечности корпуса;
вследствие сдачи на бункеровочные базы в конце навигации, перед зимним отстоем, оставшегося на судах топлива, причем вместе с топливом иногда туда попадает и вода из судовых топливных емкостей..
Основная масса воды, попадающая в топливо, на бункеровочных базах оседает на днище емкости и лишь незначительная часть ее остается в топливе в мелкодисперсном виде. Из-за малой растворимости воды в топливе очень часто анализы отобранных проб обычно показывают следы влаги.
Определить действительное количество воды, находящейся в той или иной емкости, в большинстве случае не представляется возможным, так как на дне может находиться то или иное количество отстоявшейся воды, объем которой в плоскодонной емкости, вследствие неровности поверхности, не поддается измерению. Удалить же отстой из плоскодонных емкостей, которые в основном существуют на бункеровочных базах Минречфлота, весьма трудно. В емкостях береговых нефтестанций, емкостях, используемых для бункеровки железнодорожного транспорта и большей части емкостей морских бункеровщиков нет этого существенного недостатка, так как у них конически-воронкообразные днища, и они оборудованы спускной системой.
Для удаления отстоя из топлива на бункеровочных базах Минречфлота устанавливают мерники-отстойники. С их помощью можно удалить из топлива большое количество отстоя как при бункеровке судов, так и при приемке с судна топлива. Однако, в связи с загруженностью многих бункеровочных станций, время отстоя топлива в мерниках- отстойниках зачастую недостаточно, да и емкости самих отстойников во многих случаях малы для бункеровки одного судна.
Так, например, теплоходы мощностью 1000 кВт забирают при бункеровке 50—90 м3 топлива, а вместимость отстойников на бункеровочных базах составляет всего 6,5—30 м3, т. е. для быстрой бункеровки подобного судна должно быть 3—6 мерников для топлива одной марки, либо мерники должны быть большой вместимости. Кроме того, на некоторых бункеровочных базах вообще нет мерников-отстойников.
Емкости бункеровочных баз, как уже было отмечено, чистят крайне редко, один раз в 3—5 лет, т. е. только во время средних ремонтов, тогда же, в основном, и удаляют отстой. Своевременную зачистку емкостей не производят вследствие перегруженности бункеровочного парка. Вывод из эксплуатации бункеровочных баз, наливных барж или их емкостей во время навигации весьма затруднителен. Зачистка в конце навигации или перед началом ее также невозможна, так как при постановке на зимний отстой бункеровочные базы полностью заполняют нефтепродуктами, что необходимо для своевременного открытия навигации.
При обследовании бункеровочных баз было установлено, что осуществляемый в настоящее время контроль загрязненности топлива недостаточен. На некоторых бункеровочных базах единственным критерием качества опускаемого топлива служит его паспорт, передаваемый на бункеровочную базу в начале поставки партии топлива. Анализы топлива на механические примеси и воду при бункеровке выполняют редко, а применяемый контроль имеет ряд недостатков.
В судовых емкостях (запасных и расходных цистернах) в период эксплуатации судна также наблюдались случаи заметных обводнения и загрязнения топлив механическими примесями. Вода в топливе в этом случае может находиться в виде отстоя на дне цистерны, а также в виде капелек, распределенных по объему топлива. Качка и вибрации судна могут привести к образованию эмульсии из отстоявшейся воды. Ревизии судовых емкостей показали наличие во многих случаях значительных отложений осадков на днищах.
Как уже отмечалось, вода может растворяться в топливе. Количество растворяемой воды зависит от температуры и с ее ростом повышается. При понижении температуры растворяемая вода выделяется в виде капелек. Размер капелек зависит от скорости охлаждения и при быстром охлаждении образуется эмульсия с высокой степенью дисперсности, вследствие чего гравитационное разделение ее затруднено даже при длительном хранении.
От химического состава топлива существенно зависит как доля в нем воды, так и то, в каком виде она находится в нем — растворенном, эмульсионном или в отстое. Так, в ароматических и непредельных углеводородах растворимость воды значительно выше, чем в парафиновых и нафтеновых углеводородах.
Проведенные ЛИВТ обследования показали, что топливо механическими примесями и водой загрязняется на всем его пути от нефтеперерабатывающего завода до судового двигателя. Причем при транспортировке его в танкерах отмечены, в основном, случаи загрязнения топлива механическими примесями (в среднем до 0,005—0,01 %), что обусловлено плохой зачисткой танков перед приемом топлива из нефтепровода. Особенно много случаев было отмечено при транспортировании газотурбинного топлива. Поэтому необходимо улучшить зачистку емкостей и более строго контролировать эти процессы.
|