Перспективы развития судовых ГТЗА

Паровая турбина, наряду с широким применением двигателей внутреннего сгорания, остается основным двигателем в современ­ных судовых энергетических установках. За последние годы резко сократилась продолжительность ремонта турбинных установок, значительно снизился удельный расход топлива [в отдельных уста­новках составляет 306 г/(квт.ч.)], эффективный к.п.д. достиг 0,78.

Все построенные и строящиеся в настоящее время судовые ядер­ные установки используют в качестве главных двигателей паро­вые турбины. Совершенствование судовых энергетических уста­новок идет по пути повышения их экономичности, надежности и долговечности, снижения веса и габаритов, применения дистан­ционного автоматического управления и снижения стоимости. По­вышение экономичности достигается за счет дальнейшего повыше­ния параметров пара (8-10 Мн/м2, 786—813° К); увеличения коли­чества подогревателей питательной воды до пяти и повышения ее температуры; использования общего привода генератора и пита­тельного насоса от ТЗА; уменьшения потери тепла с забортной водой; применения промежуточного перегрева пара и самопро­точных конденсаторов; увеличения к.п.д. котла и турбин и созда­ния оптимальных условий для эксплуатации.

Намечаются пути повышения к.п.д. основного энергетического оборудования и улучшения его характеристик. Коэффициент по­лезного действия главных котлов будет доведен до 96%, а эффек­тивный к.п.д. ГТЗА до 82% вместо 78%. В современных турбинах применяют высокоэффективные профили рабочих и направляющих аппаратов, обеспечивающие минимальные потери течения пара на всех режимах.

Предусматривается применение одноплановой компоновки ТЗА с аксиальным выходом пара в конденсатор, обеспечивающим сни­жение потери давления па выходе и возможность размещения котлов над ТЗА. Это позволит существенно сократить габариты машинного отделения, кроме того избежать переохлаждения кон­денсата и достигнуть хорошей деаэрации. Намечаются создание и применение более современных зубчатых редукторов. Снижение веса и размеров зубчатых передач без повышения удельных на­грузок возможно за счет использования передач с раздвоением мощности и планетарных. Стремление максимально улучшить весо-габаритные характеристики ТЗА и установки привело к соз­данию комплексного блока, объединяющего главные турбины с навешенными на них генератором тока и питательным насосом. Применение высоких параметров пара, усовершенствованной теп­ловой схемы и основного энергетического оборудования с повы­шенной экономичностью позволяют довести удельный расход топ­лива до 244 г/(квт.ч).