Паровая турбина, наряду с широким применением двигателей внутреннего сгорания, остается основным двигателем в современных судовых энергетических установках.
За последние годы резко сократилась продолжительность ремонта турбинных установок, значительно снизился удельный расход топлива [в отдельных установках составляет 306 г/(квт.ч.)], эффективный к.п.д. достиг 0,78.
Все построенные и строящиеся в настоящее время судовые ядерные установки используют в качестве главных двигателей паровые турбины. Совершенствование судовых энергетических установок идет по пути повышения их экономичности, надежности и долговечности, снижения веса и габаритов, применения дистанционного автоматического управления и снижения стоимости. Повышение экономичности достигается за счет дальнейшего повышения параметров пара (8-10 Мн/м2, 786—813° К); увеличения количества подогревателей питательной воды до пяти и повышения ее температуры; использования общего привода генератора и питательного насоса от ТЗА; уменьшения потери тепла с забортной водой; применения промежуточного перегрева пара и самопроточных конденсаторов; увеличения к.п.д. котла и турбин и создания оптимальных условий для эксплуатации.
Намечаются пути повышения к.п.д. основного энергетического оборудования и улучшения его характеристик. Коэффициент полезного действия главных котлов будет доведен до 96%, а эффективный к.п.д. ГТЗА до 82% вместо 78%. В современных турбинах применяют высокоэффективные профили рабочих и направляющих аппаратов, обеспечивающие минимальные потери течения пара на всех режимах.
Предусматривается применение одноплановой компоновки ТЗА с аксиальным выходом пара в конденсатор, обеспечивающим снижение потери давления па выходе и возможность размещения котлов над ТЗА. Это позволит существенно сократить габариты машинного отделения, кроме того избежать переохлаждения конденсата и достигнуть хорошей деаэрации. Намечаются создание и применение более современных зубчатых редукторов. Снижение веса и размеров зубчатых передач без повышения удельных нагрузок возможно за счет использования передач с раздвоением мощности и планетарных. Стремление максимально улучшить весо-габаритные характеристики ТЗА и установки привело к созданию комплексного блока, объединяющего главные турбины с навешенными на них генератором тока и питательным насосом. Применение высоких параметров пара, усовершенствованной тепловой схемы и основного энергетического оборудования с повышенной экономичностью позволяют довести удельный расход топлива до 244 г/(квт.ч).
|