Схема одноступенчатой активной турбины показана на рис. 3. На рисунке нанесены кривые изменения давления и скорости пара при протекании его через турбину.
Свежий пар давлением р0 со скоростью с0 поступает в сопла 6, где осуществляется процесс расширения до давления р1 и увеличение скорости пара до с1. Со скоростью с1 пар поступает на рабочие лопатки 2, ив результате поворота струи приобретенная в соплах кинетическая энергия преобразуется в механическую работу вращения диска 3 и вала 4. Абсолютная скорость пара при этом уменьшается до значения выходной скорости с2. Давление р1 остается постоянным вследствие того, что каналы между лопатками имеют одинаковое сечение по всей длине и в них не происходит добавочного расширения пара. Отработавший пар давлением р2 = р1 отводится из турбины через патрубок 1. Диск с рабочими лопатками вращается в корпусе 5. Кроме того, на рис. 3 показано расположение сопел по отношению к плоскости диска.
Одноступенчатая турбина является турбиной простейшего типа, однако в судовых установках применяется мало из-за невозможности рационального использования больших теплоперепадов. Для лучшего использования кинетической энергии пара скорость движения лопатки активной турбины должна быть приблизительно в два раза меньше скорости истечения пара из сопла, т. е.
и / с1 = 1 / 2 ,
где и — окружная скорость рабочих лопаток, м/сек; с1 — абсолютная скорость истечения пара из сопел, м/сек.
Повышения экономичности современных паротурбинных установок добиваются использованием пара с высокими начальными параметрами при его давлении в конденсаторе 0,004—0,005 Мн/м2.
В одноступенчатой активной турбине увеличение теплоперепада приводит к увеличению скорости истечения пара из сопел;
для сохранения отношения и / с1 = 1 / 2 требуется увеличить окружную скорость рабочего колеса, которая зависит от прочности диска и лопаток. В настоящее время в судовых турбинах окружные скорости, как правило, не превышают 250 м/сек. Большие окружные скорости можно обеспечить либо за счет большого диаметра дисков, либо большой частоты их вращения. Первое приводит к увеличению габарита и веса турбины, а второе — к необходимости применения многоступенчатой зубчатой передачи, которая по весу и габариту может превзойти турбину в несколько раз. Кроме того, при больших окружных скоростях возникают чрезмерные инерционные усилия.
![Схема одноступенчатой активной турбины Схема одноступенчатой активной турбины](/images/stories/Glavnye-sudovi-dvigateli/chast-1/3.gif)
Срабатывание больших теплоперепадов при умеренных окружных скоростях достигается применением в турбинах ступеней скорости и ступеней давления.
В турбинах со ступенями скорости кинетическая энергия пара в сопле распределяется между несколькими венцами рабочих лопаток одного рабочего диска. В турбинах со ступенями давления весь располагаемый теплоперепад, а следовательно, и перепад давления распределяются между несколькими ступенями.
|