Расчет вала начинается с составления эскиза ротора.
При этом намечают осевые размеры рабочих и направляющих аппаратов и осевые зазоры между ними, размеры наружных уплотнений и подшипников. Размеры принимают по данным результатов теплового и конструктивного расчетов и конструктивным соображениям. Принятые размеры уточняют па стадии детального расчета и окончательного конструктивного оформления проточной части.
Осевые зазоры между соплами и рабочими лопатками в зависимости от длины лопаток можно выбрать по кривым рис. 98, а — для активного облопатывания и по кривым рис. 98, б — для реактивного облопатывания. Кривая 1 относится к лопаткам, наименее удаленным, а кривая 2 — для наиболее удаленных лопаток от упорного подшипника. Осевая длина реактивных ступеней принимается равной сумме двух ширин лопаток В и двух осевых зазоров. Осевую длину
активных ступеней определяют по кривым, приведенным на рис. 90, б. Длину многовенечной ступени принимают больше указанной на графике величины па сумму ширины добавочных венцов лопаток.
Расстояние между крайними дисками ротора или между крайними лопатками на барабане равно сумме длин всех ступеней плюс осевые длины всех промежутков между ними, служащие для устройства различных каналов. Необходимость отбора пара из проточной части требует разнесения ступеней в местах отбора на расстояние 10—20 мм. Осевой зазор между регулировочной ступенью и следующей диафрагмой определяют из расчета обеспечения скорости пара не более 40—50 м/сек.
Диаметр шейки вала в опорных подшипниках оказывает большое влияние на величину nкр и приближенно может быть вычислен по передаваемому валом суммарному крутящему моменту:
где Nе— передаваемая мощность, квт;
п — частота вращения вала, об/сек;
[?] — допускаемое напряжение кручения, принимаемое при приближенных расчетах 35—40 Мн/м2.
Отношение рабочей длины шейки подшипников к ее диаметру l0 / d0 = 0,85?0,95. Полная длина подшипника вместе с маслоотбойными кольцами lп= 1,5 l0.
Диаметр вала в местах наружных уплотнений может быть определен по кривым (рис. 99) в зависимости от мощности турбины, причем для быстроходных турбин необходимо придерживаться верхних границ кривых, а для тихоходных — нижних. Общая длина наружных уплотнений принимается для ТВД 200—350 мм, для ТСД — 250—300 мм и для ТНД — 150—300 мм.
Диаметр вала по внутреннему уплотнению под диафрагмами может быть принят по рекомендациям, приведенным в § 55. Приближенное значение диаметра вала в местах расположения дисков.
где L0 — расстояние между центрами опорных подшипников, м; п — частота вращения ротора, об/сек; Dср — средний диаметр ступеней, м; т— отношение внутреннего диаметра вала к наружному; k — коэффициент, принимаемый 9?106— 12,5-106, в зависимости от назначения агрегата.
При проверке прочных размеров вала учитывают, что на него действуют: 1) силы собственного веса частей ротора, вызывающие изгиб вала; 2) крутящий момент от передаваемой валом мощности, вызывающий скручивание вала; 3) осевые усилия от составляющих динамического действия пара и у реактивных и активных ступеней с реакцией дополнительная сила от статической разности давлений пара на рабочих лопатках; 4) центробежные силы от неуравновешенных масс.
В соответствии с указанными усилиями производятся следующие проверочные расчеты:
1. Определение напряжений, возникающих от совместного действия изгибающего и крутящего моментов, при которых лимитирующей величиной является наибольшее касательное напряжение (?mах = 35?40 Мн/м2 для турбинных валов из углеродистой стали и ?mах =65 Мн/м2 для валов из легированной стали).
2. Определение наибольшей стрелки прогиба ротора под действием внешних сил. Эта проверка необходима для установления соответствия между стрелкой прогиба ротора и радиальными зазорами, принятыми при тепловом расчете в облопатывании и уплотнениях. Допустимые пределы наибольшей стрелки прогиба составляют: 1) для роторов барабанного типа 0,025—0,125 мм; 2) для роторов дискового типа с жесткими вкладышами 0,06—0,375 мм и с самоустанавливающимися вкладышами 0,125—0,750 мм.
3. Определение критической частоты вращения для выяснения ее близости рабочей частоте вращения. Критической называют частоту вращения упругой системы ротора, равную частоте собственных колебаний ее. При частоте вращения ротора, близкой к критической, в пределах так называемой опасной зоны (5%) наступает резонанс и работа турбины сопровождается сильными вибрациями, могущими вызвать аварию. Рабочая частота вращения должна быть или ниже критической, или выше ее. Валы, у которых рабочая частота вращения выше критической называются гибкими.
По правилам Регистра СССР, критическая частота вращения жесткого вала главных судовых ТЗА Должна превышать максимальную рабочую не менее, чем на 20%. При гибких валах рабочая частота вращения ротора выбирается не менее чем на 40% выше критической. Для проверки критической частоты вращения многодискового ротора активной турбины можно воспользоваться формулой В. В. Звягинцева:
где dд — наибольший диаметр вала в районе диафрагм, мм; L0— расстояние между опорами, м; Q — масса ротора, кг.
Для более точного определения критической частоты вращения пользуются графо-аналитическим методом Рэлея — Мора.
|