Судовые двигатели

Механические потери турбины

К механическим относят потери в самой турбине, на вращение неработающих колес и в зубчатой передаче. Основным источником механических потерь в самой турбине является затрата мощности на преодоление трения в подшипни­ках и привод навешенных механизмов, приборов и устройств (масляные насосы, регуляторы, тахометры и т. п.). Величина механических потерь характеризуется механическим к. п. д. турбины ?м.

К числу потерь механической энергии, переданной валу тур­бины, принадлежит мощность, затраченная на вращение турбины заднего хода. Расчет этой мощности можно сделать по формуле (40) для потерь на трение и вентиляцию, приняв степень парциальности ? = 0 и соответствующее значение поправочного коэффи­циента на вращение колес кромки лопаток вперед. Эти потери учитываются к. п. д. ?зх по формуле

Потери на вращение вхолостую ТЗХ обычно бывают в преде­лах 1,5—2% от внутренней мощности турбины Ni.

В судовых зубчатых передачах имеет место трение в зубчатом зацеплении, в подшипниках передачи и в главном упорном под­шипнике, который в современных ТЗА встраивается в корпус пе­редачи. Потери в зубчатых передачах учитываются к. п. д. ?p. Для одинарных передач ?р = 98?98,5% и двойных ?p = 96?97%. Потери в подшипниках валопровода учитываются коэффициен­том ?в = 0,99.

Общий механический к. п. д. турбозубчатого агрегата

и составляет 93—94%.