К механическим относят потери в самой турбине, на вращение неработающих колес и в зубчатой передаче.
Основным источником механических потерь в самой турбине является затрата мощности на преодоление трения в подшипниках и привод навешенных механизмов, приборов и устройств (масляные насосы, регуляторы, тахометры и т. п.). Величина механических потерь характеризуется механическим к. п. д. турбины ?м.
К числу потерь механической энергии, переданной валу турбины, принадлежит мощность, затраченная на вращение турбины заднего хода. Расчет этой мощности можно сделать по формуле (40) для потерь на трение и вентиляцию, приняв степень парциальности ? = 0 и соответствующее значение поправочного коэффициента на вращение колес кромки лопаток вперед. Эти потери учитываются к. п. д. ?зх по формуле
Потери на вращение вхолостую ТЗХ обычно бывают в пределах 1,5—2% от внутренней мощности турбины Ni.
В судовых зубчатых передачах имеет место трение в зубчатом зацеплении, в подшипниках передачи и в главном упорном подшипнике, который в современных ТЗА встраивается в корпус передачи. Потери в зубчатых передачах учитываются к. п. д. ?p. Для одинарных передач ?р = 98?98,5% и двойных ?p = 96?97%. Потери в подшипниках валопровода учитываются коэффициентом ?в = 0,99.
Общий механический к. п. д. турбозубчатого агрегата
и составляет 93—94%.
|