Судовые двигатели

Сорта топлива и масел для судовых дизелей

Качественное дизельное топливо должно обеспечивать эконо­мичную работу, легкий и быстрый запуск двигателя, полное сго­рание и бездымный выпуск; отсутствие повышенных нагарообразований, малый период задержки самовоспламенения и плавное нарастание давления при сгорании, максимально возможную пожаробезопасность.

Дизельное топливо подразделяется на две группы:

1. Дистиллятное маловязкое дизельное топливо (ГОСТ 4749—49; ГОСТ 305—62; ГОСТ 10489—63) и соляровое масло (ГОСТ 1666—51)—дистиллятное топливо средней вязкости. Эта группа топлива предназначена для работы быстроходных дизелей.

2. Смеси из мазутов и керосино-газойлевых фракций типа моторного топлива (ГОСТ 1667—51). Эта группа топлива предназначается для работы тихоходных дизелей. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к применению сжиженных при­родных газов в качестве топлива судовых дизелей. Примерный состав смеси сжиженных газов (в процентах по объему) следую­щий: метан 1,5; этап 3,5; пропан 57; Н — бутан 26,5; И — бу­тан 11,5.

Работа дизеля на некачественном топливе приводит не только к неэкономичной работе и усиленному износу деталей, но и нару­шению рабочего процесса.

Для повышения качества топлива применяют специальные при­садки. Смазочные масла должны быть химически стойкими и ней­тральными, в них должны отсутствовать минеральные кислоты, щелочи, смолистые примеси, вода, зола и другие механические примеси. Для смазки двигателей применяют минеральные масла, добываемые прямой перегонкой из мазута.

К основным требованиям, предъявляемым к смазочным мас­лам, относятся:

—    значительная смазывающая способность, определяемая вяз­костью масла. Вязкость дизельных масел должна быть такой, чтобы обеспечивать смазку как при низких, так и при высоких температурах деталей двигателя;

—    термоокислительная стабильность, обеспечивающая высокие качества смазки при повышенных температурах. Накапливаю­щиеся в масле продукты окисления ухудшают его качество;

—    достаточная липкость, обеспечивающая образование стой­кого слоя смазки на трущихся поверхностях;

—     низкая температура застывания, обеспечивающая сопротив­ляемость масел лаконагарообразованию и коксованию. Смазоч­ные масла должны защищать детали от коррозии.

С целью улучшения качества в смазочные масла часто вво­дят специальные присадки (противопенные, моющие, вязкостные, антиокислительные, антикоррозийные, депрессорные и др.). На судах применяют масла с комбинированными присадками — ВНИИНП-360, ВНИИНП-370; ПИАТИМ-339; АзНИИ-ЦИАТИМ и др. Смазочные масла для дизелей условно подразделяют на авиационные, специальные дизельные, автотракторные и мотор­ные. В соответствующих ГОСТ приводятся физико-химические свойства масел: авиационных (ГОСТ 1013—49), специальных (ГОСТ 6360—58), автотракторных (автолы) — (ГОСТ 1862—57), моторных (ГОСТ 1519—42).

По условиям работы двигателя смазочные масла классифици­руются на следующие: А — для обычных условий; Б — для тяже­лых условий при работе на топливе с ограниченным содержанием серы; В — то же при работе на сернистом топливе (S до 1%); Г — для особо тяжелых условий; Д — для сверхтяжелых условий; Е — для смазки цилиндров мощных тихоходных дизелей, работаю­щих на тяжелом топливе.