Главная Электродвигатели Электродвигатели со смешанным возбуждением Электрическое торможение электродвигателей со смешаним возбуждением
Электрическое торможение электродвигателей со смешаним возбуждением

Для электродвигателей смешанного возбуждения возмож­ны все три основных тормозных режима, рассмотренные выше для электродвигателей постоянного тока с параллельным воз­буждением.

Для перевода электродвигателя смешанного возбуждения в генераторный режим с отдачей энергии в сеть необходимо, чтобы его скорость превысила скорость холостого хода п0. Это возможно в том случае, если момент сопротивления на валу электродвигателя совпадает с его направлением вращения (например, при спуске груза). Когда скорость вращения элект­родвигателя превысит п0, противоэ. д. с. обмотки якоря (Е = спФ) становится больше приложенного напряжения и ток якоря, а следовательно, и момент меняют свое направление по сравнению с двигательным режимом и момент стано­вится тормозным. При этом уравнение скоростной и механиче­ской характеристик имеет вид:

Для электродвигателей параллельного возбуждения, характеристики генераторного режима яв­ляются продолжением характеристик двигательного режима и располагаются во II квадранте. Генераторный режим электро­двигателей смешанного возбуждения имеет некоторую особен­ность. Она заключается в том, что магнитный поток электро­двигателя параллельного возбуждения практически при любом режиме остается постоянным, так как он создается одной об­моткой возбуждения, получающей питание от сети. Магнитный поток электродвигателя смешанного возбуждения создается двумя обмотками, которые при согласном включении создают результирующий магнитный поток Ф=Фшов + Фсов (в двигательном режиме). При переходе электродвигателя в генератор­ный режим ток якоря меняет свое направление. Следовательно, меняется также направление магнитного потока последователь­ной обмотки и она начинает оказывать на электродвигатель размагничивающее действие. Таким образом, при работе в генераторном режиме результирующий магнитный поток электро­двигателя смешанного возбуждения Ф = Фшов — Фсов и характе­ристики получаются слишком мягкими (характеристика а на рис. 38). Их нельзя считать прямым продолжением характери­стик двигательного режима.

Генераторный режим электродвигателя смешанного возбуждения

Чрезмерная мягкость характеристик генераторного режима является существенным недостатком электродвигателей сме­шанного возбуждения, так как она приводит к слишком большим скоростям, например, при спуске грузов. Более того, при работе в генераторном режиме не исключена возможность разноса электродвигателя, так как при определенном токе якоря маг­нитный поток, создаваемый последовательной обмоткой, может сравняться по абсолютной величине с магнитным потоком па­раллельной обмотки и электродвигатель размагнитится. При этом он, как известно, идет в разнос.

В целях получения более жестких характеристик, а также для предотвращения разноса часто при переводе электро­двигателя в генераторный ре­жим его последовательную обмотку замыкают накоротко (шунтируют). Тогда магнит­ный поток электродвигателя будет создаваться лишь одной параллельной обмоткой и величина его изменяться не бу­дет. При этом характеристики генераторного режима будут прямолинейны, т. е. ничем практически не будут отли­чаться от соответствующих характеристик электродвигателя параллельного возбуждения (характеристика b на рис. 38).

Работа электродвигателя смешанного возбуждения в режи­ме противовключения совершенно не отличается от работы ра­нее рассмотренных электродвигателей параллельного и после­довательного возбуждения в этом же режиме. Режим противо­включения чаще всего используется при остановке и реверсе. Для предотвращения чрезмерных толчков тока, имеющих место в момент перевода электродвигателя в режим противо­включения, в цепь якоря должно включаться достаточное дополнительное сопротивление, что является существенным недо­статком данного тормозного режима.

При динамическом торможении электродвигателей смешан­ного возбуждения возможно применение двух схем. В первом случае (рис. 39, а) якорь отключается от сети вместе с последовательной обмоткой возбуждения и магнитный поток электродвигателя создается только параллельной обмоткой. При та­кой схеме включения характеристики электродвигателя будут подобны характеристикам электродвигателя параллельного возбуждения в режиме динамического торможения, т. е. они будут подчинены уравнению

пройдут, таким образом, через начало координат в виде прямых, линий.

Режимы динамического торможения электродвигателей смешанного возбуждения

При второй схеме (рис. 39,б) последовательная обмотка подключается к сети через добавочное сопротивление R1 такой величины, чтобы ток в ней был равен номинальному току элек­тродвигателя. При таком включении результирующий магнит­ный поток электродвигателя оказывается выше, чем в первом случае, и торможение будет более интенсивным, т. е. характери­стики будут жестче. Однако они остаются прямолинейными, так как результирующий магнитный поток электродвигателя

Изменение направления вращения. Реверс электродвигателей смешанного возбуждения может производиться двумя способа­ми: изменением направления тока якоря или изменением на­правления магнитного потока, т. е. способами, описанными выше для электродвигателей параллельного и последовательного возбуждения.

На практике обычно используется первый способ, так как переключение двух обмоток возбуждения выполнить трудно и к тому же это приводит к перемагничиванию электродвигателя и замедлению реверса.