Из курса электротехники известно, что при пуске асинхронные электродвигатели потребляют из питающей сети значительные пусковые токи.
Действительно, в момент пуска скольжение асинхронного электродвигателя s=1, в номинальном же режиме оно не превышает 0,05. Это означает, что в момент пуска вращающееся магнитное поле статора в 20 раз чаще пересекает обмотку ротора.
Однако пусковой ток в статорной и роторной обмотках обычно не превышает номинальный ток более чем в 7—8 раз, так как в момент пуска индуктивное сопротивление роторной цепи резко повышается за счет увеличения частоты тока. Известно, что индуктивное сопротивление любой цепи может быть определено но следующему выражению:
где L—индуктивность цепи.
В момент пуска частота тока в обмотке ротора при принятых выше условиях (sпуск = 1; sном = 0,05) в 20 раз выше, чем в номинальном режиме. Поэтому полное сопротивление роторной цепи Z = ?R2 + xL2 при пуске намного выше, по сравнению с номинальным режимом. Этим и объясняется тот факт, что ток в момент пуска не в 20 раз превышает свое номинальное значение, а лишь в 7—8.
Для самого электродвигателя повышенные пусковые токи большой опасности не представляют, так как протекают они в течение сравнительно короткого промежутка времени и перегреть обмотки не успевают. Однако .повышенные пусковые токи приводят к большим провалам напряжения в питающей сети, что крайне неблагоприятно сказывается на работе других потребителей. Это заставляет применять ряд специальных мер, ограничивающих пусковые токи асинхронных электродвигателей.
Следует иметь в виду, что асинхронные электродвигатели, имея большой -пусковой ток, обладают сравнительно небольшим пусковым моментом, так как в момент пуска коэффициент мощности роторной щеп и очень низок. Вращающий же момент, развиваемый асинхронным электродвигателем, согласно выражению (96), пропорционален не только току ротора, но и коэффициенту мощности роторной «цепи.
Поэтому искусственные схемы пуска асинхронных электродвигателей, рассматриваемые ниже, часто имеют своей целью не только снижение пусковых токов, но и повышение пусковых моментов.
Пуск электродвигателей с фазным ротором. Асинхронные электродвигатели с фазным ротором, т. е. с ротором, имеющим контактные кольца, пускаются в ос од при помощи пускового реостата, включенного в цепь ротора (см. рис. 40, а). Введение реостата уменьшает пусковой ток и позволяет получить, , требуемый пусковой момент вплоть до Mкрит. Выражение (93) показывает, что величина скольжения sкрит, при которой имеет место максимальный момент, зависит от активного сопротивления фазы ротора. Следовательно, подобрав соответственную величину этого сопротивления, можно получить момент, близкий по величине к Мкрит (см. рис. 43 и 44).
Расчет пускового реостата удобно производить графо-аналитическим способом, имеющим много общего с .ранее рассмотренными способами для электродвигателей постоянного тока.
Чтобы рассчитать пусковой реостат, необходимо знать номинальные данные электродвигателя и иметь его естественную механическую характеристику п = f(М): Последняя может быть легко построена, как известно, по двум точкам — по синхронной скорости при нулевом моменте и по номинальной скорости при номинальном (моменте. Имея эти данные, можно производить расчет пускового реостата по следующей методике.
1. Выбираются пределы изменения вращающего момента при пуске Мmах и Мmin и откладываются на пусковой диаграмме (рис. 47). При выборе моментов следует руководствоваться тем, что максимальный момент при пуске должен быть несколько меньше опрокидывающего момента, а минимальный момент— несколько выше момента статического сопротивления Мс, причем, чем меньше выбрана разность (Мmах —Мmin ), тем больше ступеней будет иметь пусковой реостат и тем плавнее и быстрее будет происходить пуск электродвигателя.
2. Пуск электродвигателя должен начинаться с точки 1, так как при трогании с места электродвигатель, по принятому выше условию, должен развивать момент Мmах при n = 0. Следовательно, первая пусковая характеристика а, соответствующая полностью включенному пусковому реостату, должна проходить через точки п0 и 1. Скорость электродвигателя будет возрастать, так как Мmах > Mc, т. е. имеется избыточный момент, сообщающий механизму ускорение. С увеличением скорости вращающий момент будет уменьшаться, и при достижении им значения Мmin (точка 2) должна быть отключена первая ступень пускового реостата.
3. При отключении первой ступени происходит переход электродвигателя на работу с характеристики а на характеристику b, соответствующую включенному пусковому реостату без первой ступени. За время отключения первой ступени скорость электродвигателя практически не успевает измениться, поэтому можно считать, что переход с одной характеристики на другую происходит по горизонтальной прямой 2—3 и характеристика b проходит через точки п0 и 3.
4. Дальнейший разгон электродвигателя происходит уже по характеристике b до тех пор, пока вращающий момент снова не снизится до значения Мmin. При этом должна быть отключена вторая ступень реостата и электродвигатель перейдет на работу по характеристике с. Переход происходит по горизонтальной прямой 4—5, а характеристика с проходит через точки n0 и 5.
5. Когда при работе на характеристике с момент опять снизится до значения Mmin, отключается третья последняя ступень пускового реостата и электродвигатель переходит на работу по естественной характеристике d. На этой характеристике разгон электродвигателя продолжается до тех пор, пока его вращающий момент не станет равным моменту статического сопротивления. После этого разгон прекратится и электродвигатель будет работать с установившейся скоростью.
Следует заметить, что в рассмотренном случае число ступеней пускового реостата заранее выбрано. Поэтому моменты Мmах и Мmin должны быть выбраны так, чтобы при отключении третьей ступени электродвигатель переходил на естественную характеристику d. Если этого не происходит, необходимо несколько изменить значения моментов Mmах и Мmin и повторить построение. В том случае, когда число ступеней не ограничивается, построение ведется до тех пор, пока не происходит переход на естественную характеристику. Число ступеней реостата определяется в этом случае по пусковой диаграмме.
6. Пользуясь пусковой диаграммой (см. рис. 47), нетрудно определить сопротивление как всего реостата, так и отдельных его ступеней. Нетрудно доказать, что отрезок 7 -9 представляет в масштабе сопротивлений активное сопротивление фазы обмотки ротора, а отрезок 1—7 в том же масштабе — полное активное сопротивление фазы пускового реостата. Отрезки 1—3, 3—5 и 5—7 представляют соответственно величины активных сопротивлений первой, второй и третьей ступеней пускового реостата.
Масштаб сопротивлений может быть определен по выражению
где 7—9 — отрезок на диаграмме в единицах длины;
R2 — активное сопротивление одной фазы ротора, которое может быть взято из паспортных данных электродвигателя или определено путем измерения или приближенного расчета по формуле
где s —номинальное скольжение;
т2 — число фаз ротора;
I2 —номинальный ток в фазе .ротора;
М—номинальный вращающий момент.
Рассмотренный способ пуска в ход асинхронных электродвигателей с фазным ротором отличается простотой, надежностью. Он позволяет снизить величину .пускового тока и повысить, при необходимости, пусковой момент вплоть до опрокидывающего момента. Недостатком данного способа следует считать значительные потери энергии в пусковых реостатах, а также большие габариты последних при большом числе ступеней. Чтобы избежать применения слишком громоздких пусковых реостатов, в крановых схемах часто применяют реостаты с так называемой несимметричной схемой, когда сопротивление выводится не одновременно из трех фаз роторной цепи, а постепенно.
В начальный момент пуска в роторную цепь электродвигателя введено все сопротивление. Затем постепенно, по мере разгона электродвигателя, с помощью барабанного или кулачкового контроллера выводится первая ступень сопротивления из цепи первой фазы, потом второй, затем третьей; при следующем положении контроллера выводится вторая ступень сопротивления из цепи первой фазы и так до тех пор, пока при последнем положении контроллера не будет выведено все сопротивление и замкнута накоротко цепь ротора.
Такой способ пуска создает некоторую асимметрию токов роторной цепи, что, однако, опасности для электродвигателя не представляет и позволяет в то же время несколько уменьшить габариты пусковых реостатов и контроллеров.
Пуск электродвигателей с короткозамкнутым ротором.
Пуск мощных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором связан с рядом трудностей, так как ограничение пусковых токов введением дополнительных сопротивлений в. цепь ротора применить в данном случае невозможно. Как правило, в подъемно-транспортных машинах находят применение электродвигатели с короткозамкнутым ротором сравнительно небольшой мощности, вследствие чего необходимости в ограничении пусковых токов обычно не возникает.
При питании асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором от мощности сети пуск в большинстве случаев производится путем подключения обмотки статора к полному напряжению питающей сети, как показано на рис. 48, а.
Если мощность электродвигателя соизмерима с мощностью сети, пусковые токи вызывают недопустимо большие падения напряжения, что ухудшает условия работы других потребителей, питающихся от той же сети; в этом случае необходимо принимать меры, ограничивающие пусковые токи.
При пуске непосредственным включением на полное напряжение обмотка статора подключается к сети простым включением соответствующего аппарата — рубильника, контактора, магнитного пускателя и т. п. При этом имеет место толчок пускового тока, который в 7—8 раз превышает номинальный ток электродвигателя. Нужно иметь в виду, что толчок тока в момент пуска зависит не от нагрузки, а от величины сопротивления обмоток электродвигателя и напряжения сети. В связи с этим, если возникает необходимость в снижении пусковых токов, к электродвигателю в момент пуска подводят пониженное напряжение.
Снижение напряжения, подводимого к статорной обмотке, может быть осуществлено:
а) переключением обмотки статора со звезды на треугольник;
б) при помощи активного сопротивления, включаемого в цепь статора;
в) применением автотрансформатора.
Общим для всех указанных способов является снижение пускового тока электродвигателя при одновременном уменьшении его пускового момента, который, как известно, пропорционален квадрату напряжения. Это означает, что рассматриваемый способ пуска применим лишь при небольших моментах сопротивления.
Пуск переключением статорной обмотки со звезды на треугольник применяется наиболее часто для асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, у которых при нормальной работе обмотка статора соединена треугольником. Принцип работы схемы (рис. 48, б) состоит в том, что в начальный период пуска обмотка статора включается звездой и присоединяется к сети. Когда же электродвигатель разовьет некоторую скорость, обмотку переключают на треугольник. Очевидно, что величина пускового тока при соединении звездой в ?3 раз меньше, чем при соединении треугольником, так как величина напряжения, подводимого к каждой фазе электродвигателя, в первом случае в ?3 раз меньше по сравнению со вторым случаем. Правда, пусковой момент будет в три раза меньше. Как показано на рис. 48, б, для осуществления пуска электродвигателя данным способом никакой сложной аппаратуры не требуется. Пуск электродвигателя осуществляется обычным трехполюсным переключателем Р.
Сравнительно редко используется малоэкономичный способ пуска при помощи активного сопротивления, включаемого в цепь обмотки статора. Этот способ пуска применяют лишь в тех случаях, когда обмотка статора электродвигателя при нормальной работе должна быть включена звездой. При пуске вначале замыкается рубильник Р1 (рис. 48, в). При этом статорная обмотка подключается к сети через реостат R. Когда электродвигатель разовьет некоторое число оборотов, замыкается рубильник Р2 и реостат шунтируется.
Довольно редко также применяется пуск асинхронных электродвигателей с помощью автотрансформатора. В этом случае в первый период пуска шестиполюсный переключатель П (рис. 48, г) ставится в положение 1 и к зажимам статора через автотрансформатор Т подводится пониженное напряжение. Когда электродвигатель разгонится, переключатель ставится в положение 2 и статор оказывается под полным напряжением сети.
Общим недостатком всех рассмотренных способов пуска асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от пониженного напряжения является значительное снижение пускового момента.
Чтобы ограничить пусковой ток без одновременного снижения пускового момента, необходимо на время пуска увеличить сопротивление обмотки ротора. Для этого, на роторе помещают не одну, а две короткозамкнутые обмотки (двухклеточные электродвигатели) или выполняют роторы с так называемым глубоким пазом.
Двухклеточные асинхронные электродвигатели и электродвигатели с глубоким пазом обладают большим пусковым моментом и меньшей кратностью пускового тока, чем короткозамкнутые электродвигатели обычного исполнения, однако стоимость первых значительно выше и применяют их сравнительно редко.
|