Торможение противовключением. Режим противовключения имеет место в том случае, когда ротор включенного в сеть электродвигателя по инерции или под действием момента сопротивления вращается в сторону, противоположную направлению вращения магнитного поля статора.
При этом электродвигатель развивает значительный тормозной момент и происходит весьма интенсивное торможение.
Данный способ торможения применяется как для ускорения остановки механизма, так и для получения устойчивых скоростей при спуске грузов (в подъемных устройствах). Если, например, требуется быстро остановить электродвигатель, то можно на ходу произвести переключение его статорной обмотки (поменять местами две фазы). При этом магнитное поле статора начнет вращаться в сторону, противоположную направлению вращения ротора, который будет интенсивно затормаживаться. При снижении скорости ротора до нули статорную обмотку необходимо от сети отключить, иначе ротор начнет вращаться в противоположную сторону.
Допустим, асинхронная машина работает в двигательном режиме на естественной характеристике а в точке 1 при М1=Мс (рис. 51,а). Чтобы перевести электродвигатель в режим противовключения, в его роторную цепь вводится добавочное сопротивление Rп и изменяется направление вращения магнитного поля путем переключения статорной обмотки. Очевидно, что при этом электродвигатель должен перейти на работу по искусственной характеристике b, уравнение которой будет иметь вид
Переход электродвигателя на работу с естественной характеристики (точка 1) на искусственную (точка 2) происходит по прямой, параллельной оси абсцисс. Однако в точке 2 электродвигатель устойчиво работать не может, так как развиваемый им момент М2 ни по абсолютной величине, ни по знаку не совпадает с моментом сопротивления Мс. Поэтому скорость электродвигателя начинает резко уменьшаться и в точке 3 становится равной 0. В этот момент обмотку статора необходимо отключить от сети, иначе ротор начнет вращаться в противоположную сторону. При использовании режима противовключения для ускорения реверса электродвигателя обмотку статора от сети отключать не следует.
Необходимо иметь в виду, что дополнительное сопротивление Rп вводится в цепь ротора с тем, чтобы избежать слишком большого толчка тока в сети. Возможность подключения дополнительных сопротивлений в цепь ротора имеется лишь у электродвигателей с контактными кольцами. У электродвигателей же с короткозамкнутым ротором такой возможности нет и для ограничения тока при их торможении иногда дополнительное сопротивление включает в цепь статора, хотя это приводит к существенному снижению тормозного момента.
Режим противовключения дает неплохие результаты, если требуется производить спуск грузов с заданными скоростями. Пусть электродвигатель работает на подъем груза на естественной характеристике а в точке 1 (рис. 51,б), развивая момент М1 = Mс. Когда груз будет поднят на заданную высоту и его необходимо спустить, в цепь ротора можно включить дополнительное сопротивление Rп и электродвигатель перейдет на работу по искусственной характеристике b, уравнение которой
При введении достаточного дополнительного сопротивления искусственная характеристика b будет проходить левее точки 1’ (М1 =Mс). В этом случае электродвигатель устойчиво будет работать в точке 4, а груз опускаться со скоростью — n4, которую можно регулировать, вводя различные сопротивления в роторную цепь. Чем больше величина сопротивления, введенного в цепь ротора, тем выше установившаяся скорость спуска.
Уменьшая сопротивление роторной цепи, можно соответственно уменьшить скорость спуска до нуля, а затем сделать ее отрицательной, т. е. заставить груз подниматься. Последнее возможно в том случае, если вращающий момент машины окажется больше, чем момент, создаваемый грузом на ее валу.
Режим противовключения является простым и достаточно надежным тормозным режимом, но отличается неэкономичностью из-за больших потерь энергии и в дополнительных сопротивлениях. Наилучшие результаты он дает у электродвигателей с контактными кольцами, где имеется возможность произвольно менять активное сопротивление роторной цепи.
Генераторный режим с отдачей энергии в сеть. Ротор асинхронного электродвигателя под влиянием внешних сил (например, опускающегося груза) может превысить синхронную скорость и вращать в направлении вращения магнитного поля статора со скоростью п2>п1. В этом случае скольжение s<0.
Соответственно меняют свой знак э. д. с. и ток в роторе, а также вращающий момент, развиваемый электродвигателем.
Таким образом, при определенных условиях асинхронный электродвигатель без всяких переключений может переходить из двигательного режима в генераторный, возвращая некоторую часть электроэнергии в сеть.
Торможение с отдачей энергии в сеть чаще всего применяется для ограничения скорости спуска груза у портальных кранов с большой высотой подъема, где этот способ торможения позволяет получить существенную экономию энергии.
Уравнение механических характеристик для генераторного режима следующее
Оно показывает, что характеристики электродвигателя являются прямым продолжением характеристики двигательного режима и располагаются во II квадранте (рис. 52).
Кроме того, уравнение (101) показывает, что скорость спуска груза можно регулировать, вводя различные активные сопротивления в цепь ротора. Недостатком данного способа торможения следует считать повышенную скорость спуска груза. Даже при работе на естественной характеристике минимальная скорость спуска груза при данном способе торможения всегда превосходит наибольшую скорость его подъема примерно на 10—12%. При введении же дополнительных сопротивлений в цепь ротора скорость спуска груза значительно увеличивается (в некоторых случаях до двойной синхронной). Очевидно, что чем выше скорость электродвигателя в генераторном режиме, тем больше электроэнергии возвращается в сеть. Расчеты показывают, что таким путем можно возвращать в сеть более 30% энергии, затраченной на подъем груза. Особенно большую экономию энергии данный способ дает при погрузке судов, когда высота спуска груза значительно больше, чем высота его подъема.
Режим динамического торможения. В последние годы в станочных и некоторых крановых схемах широкое применение получил режим динамического торможения асинхронных электродвигателей при питании обмотки статора постоянным током.
Обмотка статора работающего электродвигателя отключается от сети трехфазного тока и подключается к источнику постоянного тока (рис. 53), в качестве которого может использоваться селеновый или купроксный выпрямитель, монтируемый непосредственно у электродвигателя. При этом магнитное поле машины будет неподвижным, в обмотке ротора при его вращении будет наводиться э. д. с. и появится ток, т. е. электродвигатель превратится в генератор, создающий тормозной момент. Таким образом, данный способ аналогичен торможению электродвигателей постоянного тока замыканием на сопротивление при независимом возбуждении. Ротор электродвигателя, работающего в этом режиме, может вращаться по инерции или под действием момента внешних сил. Передаваемая при этом электродвигателю механическая энергия преобразуется в его роторе в электрическую, а последняя в тепловую.
Характеристики режима динамического торможения проходят через начало координат и до некоторого предела их можно считать прямолинейными (см. рис. 53). Жесткость характеристик определяется величиной активного сопротивления роторной цепи. Чем выше величина сопротивления, тем мягче характеристика электродвигателя в этом режиме. Регулируя сопротивление, можно изменить число оборотов электродвигателя и тем самым регулировать, например, скорость спуска груза.
Торможение при однофазном включении. Иногда в крановых схемах на время спуска груза обмотка статора подключается только к двум фазам трехфазной сети. При этом вместо вращающего будет образовываться пульсирующее магнитное поле статора. Когда ротор под действием внешних сил будет вращаться в этом магнитном поле, то согласно закону Ленца в его обмотке будет индуктироваться ток, создающий тормозной момент. Путем соответствующего подбора сопротивлений, включаемых в роторную цепь, можно получать различные тормозные характеристики, позволяющие опускать груз со скоростями как ниже, так и выше синхронной. Скорость спуска при одном и том же тормозном моменте будет тем больше, чем большее сопротивление введено в цепь ротора.
Изменение направления вращения. Как указывалось, для изменения направления вращения асинхронного электродвигателя необходимо изменить направление вращения магнитного поля статора. Для этого достаточно поменять местами любые два провода, подводящие ток к зажимам статора. Такое переключение статорной обмотки можно осуществить посредством двухполюсного переключателя или двух-, трехполюсных контакторов (рис. 54).
Нужно помнить, что изменению направления вращения на ходу предшествует торможение противовключением, которое для электродвигателей с фазным ротоном недопустимо без предварительного введения сопротивления в цепь ротора.
|