Планово-предупредительный ремонт

Предупредительные мероприятия, осуществляемые при техни­ческом уходе, улучшают сохранность двигателя, но не могут предотвратить естественного износа и связанного с ним нарушения геометрических форм деталей и величины зазоров.

Технический уход и связанный с ним осмотр определяет потреб­ность в планово-предупредительном ремонте.

Под планово-предупредительным ремонтом понимается ремонт, который производится в заранее установленные сроки и в объеме, обеспечивающем полную работоспособность двигателя до следующего планового ремонта. Планово-предупредительный ремонт разделяется на текущий, средний и капитальный. Категории ремонта характери­зуются сроком их проведения и объемом выполняемых работ.

Текущий ремонт предполагает, кроме операций, относящихся к техническому уходу, замену быстроизнашиваемых деталей и их ремонт. К текущему ремонту, в частности, относится: замена поршневых колец, отдельных цилиндровых крышек, смена изношенных деталей топливной аппаратуры, перетяжка подшипников и пр.

Текущий ремонт производится силами персонала, обслуживаю­щего двигатель при эксплуатации.

Средний ремонт предполагает значительный объем работ, хотя и без замены основных крупных деталей. К среднему ремонту относится: расточка цилиндров или втулок со сменой отдельных втулок, крышек, головок поршней, поршневых пальцев; шлифовка и калибровка шеек вала; перезаливка вкладышей шатунных и части коренных подшипников; переборка всех клапанов форсунок и топливного насоса с заменой изношенных деталей новыми.

При среднем ремонте выполняются также все работы, относя­щиеся к текущему ремонту.

Средний ремонт тихоходных двигателей производится один раз в два-три или несколько лет в установленные для данного двигателя сроки, удобные для обслуживаемого им предприятия.

Капитальный ремонт предполагает замену или ремонт основных крупных деталей двигателя, а также замену или восста­новление других деталей или узлов. При капитальном ремонте про­изводятся работы по восстановлению эксплуатационных качеств двигателя и сохранению их до следующего капитального ремонта, при условии выполнения в течение этого периода текущих и средних ремонтов. К капитальному ремонту относится: смена поршней и цилин­дровых крышек, частичная замена цилиндров, замена цилиндровых втулок; проверка шеек коленчатого вала на станке, перезаливка вкладышей всех подшипников; в отдельных случаях — замена колен­чатого вала; замена клапанов, форсунок, топливных насосов новыми.

Капитальный ремонт в большинстве случаев производится на ремонтном предприятии.

Время между капитальными ремонтами для разных двигателей даже одного типа может быть разным в зависимости от многих при­чин (условий работы, качества обслуживания, качества предыдущего ремонта и пр.). Для различных же типов двигателей оно значительно разнится. Так, для тихоходных двигателей время между капиталь­ными ремонтами определяется сроком в 5—8 лет, а например, для быстроходного двигателя Д6 межремонтный срок колеблется в пре­делах 4—6 тыс. час. работы.